Борьба с нехваткой воды в Нью-Йорке и закон спроса

У любого блага есть субституты, поэтому не стоит недооценивать закон спроса. Приведем пример с нехваткой воды.

Борьба с нехваткой воды в Нью-Йорке и закон спроса

В 1964 году из-за уменьшения осадков в Нью-Йорке уменьшились запасы воды. Летом, при прежнем уровне потребления, жители мегаполиса могли столкнуться с ее нехваткой.

Цены на воду повышать не стали. Власти города заявили, что вода является предметом первой необходимости и ее потребление не уменьшится при увеличение ее стоимости.

С проблемой было решено бороться с помощью пропаганды и принуждения. В городе перестали работать фонтаны. Запустили социальную рекламу, призывающую граждан не мыть машины, не поливать газоны и не охлаждать пиво под струей воды. Ресторанам было приказано не подавать бесплатной воды посетителям.

К счастью засуха закончилась и дефицит воды был преодолен.

В 1980 году засуха повторилась и власти снова стали убеждать и запугивать жителей города штрафами за «разбазаривание воды». Как и в прошлый раз ситуация не успела выйти из под контроля и город спасли дожди.

Помогли ли городу действия властей? Вряд ли. Нельзя убедить обычного человека (не фанатика) уменьшить потребление воды, то есть пожертвовать собой ради всех жителей города (почитайте про проблему безбилетника). А проконтролировать его поведение, чтобы наказать, тем более невозможно.

Гораздо эффективным способом было бы повышение цен на воду. Власти отказались от него, поскольку посчитали, что спрос на воду является весьма неэластичным, так как ее нечем заменить. А значит при большей цене потребление воды не уменьшиться.

На самом деле незаменимых благ в экономике не бывает и у всего есть альтернатива. Повышение цен на воду заставит граждан искать более эффективные способы ее использования. Например, вовремя отремонтировать протекающий кран, реже мыть автомобиль и охлаждать пиво в холодильнике, а не под краном. То же самое, относится и к предприятиям, использующим воду в своем производстве. Рост цены на этот ресурс заставит их придумать пути снижения его потребления.

Все дело в том, что люди являются весьма разумными рационализаторами, когда вопрос касается их личных интересов, и весьма недобросовестными и ленивыми, когда речь идет об интересах общества.

Пример из книги Пола Хейне «Экономический образ мышления»

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *