Вторая теорема благосостояния и монетизация льгот

Желаемого Парето-оптимума можно добиться с помощью рыночного механизма. Надо лишь изменить правила игры.

Вторая теорема благосостояния и монетизация льгот

Вторая теорема благосостояния говорит о том, что любого Парето-оптимального состояния в экономике можно добиться в условиях рыночного равновесия.

То есть, если нас не устраивает распределение доходов, сложившееся при данном Парето-оптимуме в экономике, то мы можем по другому перераспределить их с помощью рыночного механизма. Для этого достаточно изменить первоначальное положение вещей.

Дело в том, что не всякое Парето-эффективное распределение ресурсов является оптимальным для общества. Например, ситуация, когда 99% богатства владеет один человек, а на долю остальных приходится 1%, также является эффективной по Парето.

Конечно, можно просто отобрать у богача часть ресурсов и, с помощью централизованного планирования, распределить их между бедняками (вспоминаем раскулачивание в СССР). Но, согласно второй теореме благосостояния, эффективнее использовать децентрализированный рыночный механизм, изменив первоначальные условия с помощью налогов и субсидий. Причем эти налоги и субсидии не должны зависеть от поведения людей и фирм.

В реальности, работа второй теоремы вызывает много вопросов (даже не беря в расчет предпосылку о конкурентности рынков), поскольку государству очень трудно собрать информацию о реальном распределении ресурсов для налогообложения. Вспомните «Мертвые души» Гоголя (афера Чичикова), где помещики были вынуждены платить налог за уже умерших крестьян. Кроме того, субъекты налогообложения и получатели субсидий склонны искажать информацию о своем реальном положении, ради увеличения выгоды, и менять свое поведение.

Тем не менее, теорема позволяет сделать определенные практические выводы. В частности, согласно ей, нужно использовать те способы перераспределения ресурсов, при которых происходит меньшее искажение рыночного механизма.

Например, чтобы помочь пенсионерам, можно дать субсидии производителем социально значимых товаров (например, услуги транспорта) и заставить их понизить цены для этой категории граждан. А можно дать эти субсидии в виде определенной суммы денег напрямую пенсионерам (монетизировать льготы). Второй способ предпочтительней, так как он меняет только поведение потребителей благ. Первый же способ искажает и поведение производителей, и, через фиксацию цен, поведение покупателей.

Бесплатный проезд в автобусе приводит к таким ситуациям, когда льготник едет в другой город, что обходится государству в 30 рублей, чтобы сэкономить себе 10 рублей на более дешевых товарах. В это же время, человек, опаздывающий на работу, не получает места в автобусе. Если же дать льготнику эти 30 рублей в виде субсидии, то он может купить товары у себя в городе, сэкономив для себя уже 30 рублей, а место в автобусе достанется тому, кто в нем реально нуждается.

Кстати, в России монетизация льгот была проведена в 2005 году.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *