​Почему индекс потребительских цен завышает инфляцию

Индекс потребительских цен является одним из главных показателей измеряющих уровень инфляции.

​Почему индекс потребительских цен завышает инфляцию

Он отражает изменение общего уровня цен на товары, входящих в потребительскую корзину. Для расчета данного индекса Федеральная служба государственной статистики РФ круглый год собирает информацию о ценах на товары и услуги, делая запросы в десятки тысяч организаций (магазины, больницы, фитнес-клубы и пр.).

Почему же индекс потребительских цен искажает реальный уровень инфляции в сторону завышения?

Можно выделить 4 причины этого:

1.Меняется структура расходов потребителя. «Потребительская корзина», используемая органами статистики, является фиксированной. Потребители же реагируют на рост цен на определенные товары, заменяя их более дешевыми (например, гречку рисом, говядину курицей). В итоге, реальный набор продуктов, покупаемый потребителем, дорожает меньше чем официальный.

2.Новые товары. В официальной корзине весьма мала доля новых высокотехнологичных товаров и услуг, таких как планшеты, плазменные телевизоры или электронные книги. А цена таких товаров всегда имеет тенденцию к снижению.

3.Улучшение качества. Зачастую рост цены на товар связан с улучшением его качества. Например, мебель может стать дороже из-за повышения ее экологичности, лекарство — из-за снижения риска побочных эффектов, а женские брюки — из-за веяний моды.

4.Скидки. Опрос магазинов не позволяет выявить скидки на товары. Например, один из магазинов, предоставляющих данные о ценах органам статистики, повышает цены. Покупатели переходят к другому продавцу, продающему тот же товар со скидкой. Получается, что покупатели получают товар по прежней цене, а статистика сигнализирует об ускорении инфляции.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *