ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Методика анализа ассортимента продукции: ABC и XYZ анализ


Оптимальная структура ассортимента должна обеспечивать организации достаточную стабильность и максимальную рентабельность, причем наименований продукции не должно быть излишне много.

Для большинства российских предприятий основной резерв оптимизации заложен именно в сокращении ассортиментного ряда.

Неоправданно расширенный товарный ассортимент оказывает негативное влияние на экономические показатели организации – проблема заключается в отслеживании товаров, по которым уровень продаж не достигает объемов безубыточности. Помимо данной причины организация сталкивается с трудностями грамотного предложения товара клиенту, в результате чего, по оценкам российских экономистом, только 5–10% наименований товаров являются понастоящему выгодными для организации. Исключение же из ассортимента нерентабельных или малорентабельных товаров позволит организации увеличить свою рентабельность продаж на 30–50%.

В современной экономической литературе существует несколько методов анализа ассортимента в зависимости от количества факторов в модели.

Среди предложенных моделей одними из самых популярных являются метод ABC - анализа и метод XYZ.

ABC - анализ

Первый метод является прежде всего инструментом оперативного управления, методом структурного анализа, основанного на ранжировании продуктов по выбранным показателям. В рамках данного вида анализа позиции товарного ассортимента делятся на три категории: важнейшие (А) (приносят 80% дохода), важные (В) (приносят около 15% дохода) и менее важные (С) (приносят 5% выручки и менее), в зависимости от приоритетного критерия, установленного организацией. Такими критериями могут являться: скорость оборачиваемости товаров, объем продаж, рентабельность различного типа, величина затрат на единицу продукции, цена за единицу продукта и др. Основой данного анализа является метод Парето, в соответствии с которым 20% усилий приносят 80% результативности.

Применительно к данной методике анализа основную долю дохода (80%) приносят лишь 20% приоритетных товаров, определение которых и является целью анализа. В результате данного анализа организация применяет определенную стратегию по каждой группе товаров. Так, для категории А (наиболее прибыльных и приоритетных товаров) организация применяет политику строгого контроля, выделяя максимальные инвестиции и наиболее технологичные ресурсы. Для товаров группы В, по которым предприятие получает стабильный доход от продажи и которые являются стабильными в краткосрочной перспективе, проводится инвестирование средств для поддержания существующего уровня. Категорию товаров С, которые не приносят стабильных доходов, организации необходимо анализировать на предмет причин снижения конкурентоспособности на рынке.

Классификация методов анализа товарной политики организации

Необходимо отметить, что, несмотря на наглядность и простоту применения данного метода, у него имеется ряд недостатков. Наиболее существенным ограничением данной модели является ее одномерность: ассортимент товаров формируется исходя из одного группировочного признака. Решением данной проблемы является использование многомерного АВС-анализа с группировкой продукции по нескольким признакам (если используются два приоритетных признака, то групп товаров будет девять – по числу возможных сочетаний, причем приоритетными будут товары АА и ВВ, а наименее приоритетными – СС). Чем большее число переменных будет введено в модель анализа, тем сложнее для организации будет определить приоритетность продукции, что может привести к тому, что в состав 20% наиболее привлекательных товаров может попасть продукция с низким рейтингом по одной из категорий, что требует от руководства организации высоких компетенций в выражении экспертного мнения.

XYZ - анализ

Помимо АВС - анализа на практике также часто применяют XYZ-анализ ассортимента продукции, который представляет собой так называемый частотный анализ и дает возможность пользователю аналитической информации определить продукцию, которая может не приносить больших прибылей, однако спрос и потребность на рынке на данные товары постоянны. Данный метод на практике часто применяется российскими организациями вместе с методом АВС, что позволяет оптимизировать страховой запас продукции и в наиболее полной мере настроить систему управления товарными ресурсами.

Основной идеей данного метода является группировка объектов по степени однородности исследуемого показателя (коэффициенту корреляции). В рамках данного анализа на основании выбранного объекта анализа (товарной продукции) определяются параметры (объем продаж, доход, количественные продажи, количество заказов и т.п.). Потом выбирается период или количество периодов, за которые проводится анализ (неделя, квартал, месяц, полугодие или год). В результате проведенного анализа товары ранжируются по возрастанию коэффициента вариации и распределяются на три группы: X, Y и Z (товары со значением коэффициента от 0 до 10% попадают в категорию

Х, 10–25% – в категорию Y, выше 25% – в последнюю категорию Z). К первой категории относятся наиболее прибыльные товары, к Y – средние по уровню доходности и к последней категории относятся товары, приносящие небольшой валовой доход. Таким образом, в итоге весь ассортиментный ряд делится на девять категорий товаров, а результатом является совмещенная матрица сочетаний категорий.

Эксперты акцентируют внимание на том, что интегрированный ABC (XYZ) - анализ лишь средство поддержать принятие решений. Построение матрицы не разделит товары на «плохие» и «хорошие», не выявит товары, подлежащие немедленному выводу из списка продаваемых. Данный факт обусловливает необходимость проведения дальнейших исследований ассортимента товаров организации.

Источник:
Никифорова Н.А. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ // Финансовый менеджмент, 2017, № 6.
Читайте также:
Многие компании все большее внимание уделяют альтернативным видам воздействия на потребителей для стимулирования сбыта и повышения лояльности к брендам.
Скрипты - это заранее разработанные сценарии общения с клиентами.
06:00
456
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.