ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Проблемы малого бизнеса в России


Поддержка и проблемы малого предпринимательства в России.

Поддержка малого бизнеса

В последнее время, по сути, хрестоматийной стала логика рассуждения: поскольку инновационный бизнес связан с высокими рисками, то со стороны государства требуются особо тщательные и разнообразные меры по его стимулированию, отсюда важность найти наиболее адекватные интересам формы и эффективные меры поддержки малого бизнеса со стороны государства. Между тем опыт многих стран показывает, что прямая адресная поддержка отдельных фирм в силу свойственных государству (как общественному институту) изъянов («провалов государства») не всегда оказывается эффективной. Нужны более гибкие формы государственно-частного партнерства, в частности, связанные с созданием фондов, агентств и других институтов развития, которые в статусе частных неприбыльных корпораций трансформировали бы функции прямой финансовой государственной поддержки и разнообразные услуги (юридические, информационные, образовательные, рекламные, по трансферу технологий, сертификации, по содействию в участии в выставках, обмену опытом, организации сотрудничества с научно-исследовательскими университетами и т.д.), направленные на поддержку и сопровождение бизнеса.

В этой связи российским правительством принято несколько важных решений в сфере налогообложения, трудовых отношений, страхования бизнеса и работы кредитных организаций. Кроме того, с учетом сложившейся экономической ситуации в стране государство вынуждено удерживать мелких предпринимателей гарантированным спросом на их товары и услуги на основе законодательно установленной для представителей малого бизнеса квоты закупки государственными учреждениями их товаров. В соответствии с Указом Президента РФ с 2016 г. сформирована государственная корпорация по развитию малого бизнеса, главная задача, которой сводится к формированию стабильного и долгосрочного спроса на товары, предлагаемые субъектами данного класса предпринимательства. С выполнением этой новой сложной функции государство должно сопрягать политику развития банковской системы, финансовых институтов и рынков.

Складывается тенденция увеличения государственных программ, направленных на поддержку малого предпринимательства, признаваемого российским правительством наиболее приоритетной областью экономики. Одним из государственных инструментов создания благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив является реализуемая Минэкономразвития РФ с 2005 г. федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства. В этой связи в 2016 г. в рамках оказания государственной поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации распределено 9,6 млрд. руб. на предоставление субсидий малому и среднему бизнесу. Наиболее востребованными со стороны регионов оказались мероприятия по модернизации производства (29% общего объема), поддержке муниципальных программ, в том числе моногородов (17%), созданию и развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (16%), в том числе осуществляющего свою деятельность в области инноваций и промышленного производства (12% общего объема средств).

Можно полагать, что в целом благодаря именно этим мероприятиям, несмотря на неблагоприятную экономическую обстановку и несовершенство политики по поддержке малого бизнеса, все же наблюдается тенденция роста количества малых предприятий.

Так, если в 2000 г. насчитывалось 879,3 тыс. малых предприятий, то на 10 сентября 2016 г. (по данным Единого реестра малого и среднего предпринимательства, начавшего свою работу с 2016 г. общее количество таких предприятий (включая юридические лица и индивидуальных предпринимателей) превысило 5671,9 тыс., в том числе: микропредприятия - 94,87%, малые - 4,77, средние предприятия - 0,36%, с учетом принятых в данном реестре критериев малых, средних и микропредприятий.

Проблемы малого бизнеса

Однако парадоксальным выглядит расхождение с данными Росстата, согласно которым в 2016 г. число малых предприятий в России резко сократилось (на 69,8 тыс.). Как утверждают специалисты, в настоящее время оценить реальную картину в сфере малого и среднего предпринимательства, динамику развития малых предприятий на основании статистики практически невозможно, потому что чуть больше года назад постановлением Правительства РФ были изменены критерии классификации, и значительная часть предприятий малого бизнеса попала в разряд микробизнеса, а часть среднего бизнеса была отнесена к малому, т.е., по сути, статистические данные о количестве закрывшихся и вновь появившихся за этот период предприятий отсутствуют.

Действительно, изменение с 2015 г. критериев отнесения предприятий к категории малого бизнеса (в частности, увеличение годового дохода микропредприятий с 60 млн. до 120 млн. руб., малых предприятий - с 400 млн. до 800 млн. руб.) наверняка затруднит в будущем сопоставление данных о малом бизнесе в динамике.

При этом более глубокий анализ статистических данных выявляет обширный пласт более серьезных проблем, парадоксов, характеризующих результаты поддержки малого бизнеса.

В теории предпринимательства одновременное значительное увеличение численности новых предприятий объясняется возникновением в обществе ситуации стечения социально-экономических, политических и идеологических условий, вызывающей так называемый предпринимательский бум. Однако представленные в табл. 1 количественные показатели не сопровождаются соответствующими качественными характеристиками развития малого бизнеса, экономического роста, т.е. колоссальный объем выделяемых ресурсов на поддержку предпринимательства и принятые законодательные акты так и не вызвали перехода количественных изменений в качественные, связанные с формированием инновационной экономики. Более того, в большинстве регионов отсутствует прирост, т.е. имеется превышение «смертности» новых бизнесов над «рождаемостью». В самом массовом секторе (индивидуальное предпринимательство) за последние 4 года число индивидуальных предприятий сократилось с 4 млн. до 3 млн. Разумеется, при падении за последние два года покупательной способности населения почти на 15%, и учитывая, что большая часть бизнеса работает в сфере торговли и услуг, предприятиям малого бизнеса трудно рассчитывать на рост. В регионах, особенно в дотационных, имеют место и более глубокие кризисные явления, новым вызовом для малого предпринимательства могут стать проблемы дефицита бюджета и ухудшение внешних факторов.

За период 2010-2015 гг. более 20% малых предприятий в России были убыточными, что свидетельствует о неблагоприятном климате в сфере малого предпринимательства. К тому же уровень заработной платы работников малых предприятий почти в два раза меньше, чем в среднем по экономике, что может свидетельствовать о следующем: для значительной части предпринимателей и работников занятость в малом бизнесе является вынужденной в связи с невозможностью трудоустроиться в сфере как частного, так и государственного, крупного бизнеса, и важным стимулом к участию в малом бизнесе служит угроза полной потери источника дохода и безработицы; в деятельности малого бизнеса высока доля теневой составляющей, не учитываемой государственной статистикой.

Исследования показывают, что малый бизнес в России не выполняет в достаточной мере те экономические функции, которые приписываются ему экономической теорией: весьма скромен его вклад в развитие инноваций, а также скромна его роль в противостоянии монополизму.

Наиболее явно проявляющейся и востребованной экономической функцией малого бизнеса является обеспечение самозанятости населения и удовлетворение спроса на локальных рынках (что особенно важно в условиях импортозамещения). Однако заметная роль малого бизнеса в создании рабочих мест не сопровождается существенным ростом доходов и улучшением показателей эффективности бизнеса в целом. В этом плане верной представляется мысль, что «...мантра про то, что малый и средний бизнес вытащит страну, совершенно беспочвенна».

Следует отметить, что формальные самки функционирования субъектов малого предпринимательства, содержащие практически все необходимые «правила игры» для малого бизнеса и сопровождающие его развитие, были созданы еще за годы рыночного институционального строительства с 1990-х гг., точкой отсчета которых стали законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (май 1987 г.) и «О кооперации» (май 1988 г.).

Федеральным законом N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» была сформирована институциональная среда для малого бизнеса, соответствующая, по сути, уровню развитых стран. Но, к сожалению, и данный закон, формально создающий все необходимые институциональные условия для реализации потенциала малого бизнеса, не выполнялся с момента его принятия. Так, из 23 статей этого закона по 17 статьям должно было нести обязательства федеральное правительство (в том числе 15 статей были связаны с предоставлением прямой имущественной поддержки), но ни одно из них не выполнялось в полном объеме.

В результате формальные институты, в том числе принимаемые законы, постановления, программы по развитию и поддержке малого бизнеса, не изменили институциональный климат в благоприятную сторону для эффективной реализации потенциала малого бизнеса, который продолжает оставаться рисковым и сопровождается ростом транзакционных издержек, теневизации.

Некоторые из многочисленных мешающих развитию малого бизнеса барьеров формировались в течение продолжительного времени (например, связанные с областью социальной психологии), однако большинство из них возникло в процессе перехода к рынку и обладает институциональным характером: отставание реформы правовой системы от реформы экономики; правовой вакуум в области защиты прав собственности, создавший условия для развития криминала: нестабильность организационно-правовых форм (например, относительно ТОО, кооперативов): «вымывание» из федерального законодательства системы льгот и преференций для малых предприятий (которая была практически разрушена в 2004 г. с отменой ускоренной амортизации) и др.

Парадоксально, но проблемы формирования и реализации потенциала малого бизнеса в России остались неизменными, как и четверть века назад. Об этом свидетельствуют и количественные показатели реализации потенциала малого предпринимательства, которые еще значительно отстают от уровня индустриально развитых стран.

Источник:
А. Макаров КВАЗИРЕЗУЛЬТАТЫ И ПАРАДОКСЫ «ПОДДЕРЖКИ» МАЛОГО БИЗНЕСА (о «неоклассических» исследовательских традициях и эвристическом потенциале институционализма) // Экономист, 2017, № 11
13:18
341
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.