ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Виды рекрутинга


Перечень и описание основных видов кадровых услуг рекрутинговых агентств.

Виды рекрутинга

Выделяют следующие виды кадровых услуг.

1.Head hunting («охота за головами»). 

Для предоставления данной услуги необходимо постоянно анализировать события в различных сферах бизнеса, наблюдая за поведением высококвалифицированных специалистов, успешно работающих в своих фирмах, отслеживать тех из них, кто будет максимально соответствовать всем требованиям потенциальных клиентов, и, в зависимости от выбора заказчика, предлагать трудоустройство одному из них. Предоставить эту сложнейшую услугу способны единицы агентств. Естественно, гонорары за такие сделки значительно больше, чем в обычных агентствах.

2.Executive search.

Поиск управленцев высшего звена и редких специалистов. Целью данной услуги является обеспечение заказчика руководителями высшего звена (генеральный директор, председатель правления, глава представительства и его ближайшее окружение — директор по продажам, маркетингу, логистике, PR, персоналу, финансовый директор и т. п.) или редкими специалистами (главный технолог мясного / рыбного производства, горный инженер с отличным знанием иностранного языка, шеф-повар японского ресторана), т. е. профессионалами, количество которых в городе ограничено одним-двумя десятками или даже единицами. Естественно, что подобная кропотливая работа по поиску необходимых заказчикам специалистов требует от рекрутера большого опыта и разносторонних способностей. Именно поэтому переговоры с заказчиком чаще всего ведет директор агентства — человек с высоким социальным статусом и обширными связями. Ответственный за исполнение заказа менеджер должен обладать аналитическими навыками, отличной реакцией и коммуникативными способностями, знать рынок досконально, но его работа, как правило, незаметна. В данном случае нельзя искать кандидатов на вакансии только по базе данных, т. к. каждый заказ имеет свою специфику, а знать всех специалистов в городе невозможно. Поэтому способность проводить анализ рынка при помощи самых разных методов крайне необходима.

3.Подбор персонала (recruitment).

Подбор управленцев среднего и низшего звена, а также квалифицированных исполнителей и специалистов (секретарей, офис-менеджеров, бухгалтеров, программистов, ведущих и главных специалистов отделов и т. п.). Главное при оказании этой услуги — оценить кандидата, его инициативность, ответственность, способность к обучению и многое другое. Как правило, этим занимаются психологи, которые предлагают кандидатам выполнить различные тесты. Потенциал кандидата, его соответствие требованиям организации клиента проверяет бизнес-консультант. Трудоемкость данной услуги связана с проверкой рекомендаций, связью с кандидатами и фирмами, корректировкой базы данных. Агентства, которые стремятся улучшить качество своих услуг, могут предложить заказчику проверку рекомендаций одного-двух представленных кандидатов, их психологическое тестирование или проверку по данным Управления внутренних дел (УВД). Проверка по данным УВД особенно необходима в том случае, когда предполагается, что в ходе работы нового сотрудника будет использоваться в служебных целях его автомобиль. Когда кандидат принят на работу, агентство продолжает поддерживать связь с ним и с работодателем, просит их высказать мнение друг о друге представителям агентства и тактично доводит до сведения обеих сторон ценные для улучшения процесса трудовой деятельности данные, что облегчает трудовую адаптацию.

4.Mass recruitment projects (массовый рекрутинг).

Подбор персонала в больших количествах. Основное отличие от традиционного рекрутмента заключается в том, что при оказании данной услуги возможно быстро погасить несколько однотипных вакансий, даже когда количество требующихся сотрудников исчисляется десятками. Подбор осуществляется по специально разработанным для этих целей технологиям, что обеспечивает его быстроту и эффективность. Заинтересованными потребителями такой услуги, в основном, являются: 

  • предприятия розничной торговли (гипермаркеты, сети магазинов розничной торговли); 
  • предприятия наподобие гостиниц, ресторанов, сетей кафе быстрого обслуживания; 
  • промышленные компании (различные фабрики и заводы); 
  • компании, занимающиеся организацией маркетинговых и промо-акций.

5.Graduate recruitment.

Рекрутмент и услуги по трудовой адаптации выпускников различных учебных заведений. Первоначально данный вид рекрутмента возник внутри компаний, которые нуждались в молодых сотрудниках. Среди них можно назвать такие предприятия, как Mars, Danone, Nestle, различные консалтинговые компании. В качестве примера можно при вести технологию рекрутмента выпускников, осуществляемую с 2003 г. Кадровым центром ЮНЕСКО «Метрополис». Агентство постоянно проводит мониторинг рынка труда молодых специалистов, спроса со стороны работодателей и предложений ВУЗов. Затем проводятся презентации в ВУЗах, тематические конференции компаний для целевой аудитории, отслеживание отобранной группы учащихся определенной специализации и корректировка получаемых навыков по желанию компании, различные конкурсные мероприятия, в том числе по написанию работ на заданные темы, а также программы поддержки талантливых учащихся. Среди выпускников осуществляется поиск персонала на вакантные должности для прохождения стажировки, для временной работы. Подбор персонала осуществляется как в Москве, так и в регионах России. Ведется база данных выпускников учебных заведений, окончивших учебу не ранее, чем 5 лет назад. Во многих развитых странах такие программы существуют уже давно. В нашей стране интерес к такой услуге тоже возрастает.

6.Информационные услуги.

Предоставление заказчику возможности самостоятельно работать с базой данных агентства, если клиент точно знает, какой специалист ему нужен, и располагает небольшим бюджетом. Агентство не дает никаких гарантий в отношении выбранного работника, его намерений, хотя можно рассчитывать, что информация, представленная в резюме, достоверна. Оплата взимается за каждое резюме. Как правило, она очень невысока, услуга может также предоставляться бесплатно (соискатели оплачивают услуги агентства).

7.Услуги по консультированию и организации трудоустройства сокращенных сотрудников. 

Данная услуга была особенно популярна после августовских событий 1998 г. — в период частых сокращений. Оutplacement выполнял, кроме того, и социальную функцию — поддержку людей, которые были уволены в связи с сокращением. Людей не только трудоустраивали, но и оказывали им психологическую поддержку, проводили с ними тренинги, оказывали помощь в написании резюме. В указанный период услугой пользовались, в частности, такие компании, как Oracle, Xerox, Procter & Gamble, SmithKline Beecham и др.

8.Outstaffing.

Перевод сотрудников компании-заказчика на внештатные должности. В настоящее время чаще всего потребность в этой услуге возникает в том случае, если в фирме существуют жесткие ограничения на количество штатных сотрудников. Агентство оформляет к себе в штат уже существующий и работающий персонал заказчика. Сотрудники продолжают работать у клиента и выполняют прежние обязанности. Агентство становится формальным работодателем, неся при этом все административные обязательства: оформление трудовых отношений с сотрудниками, ведение трудовых книжек, отчисления в установленные законодательством фонды, взимание подоходного налога, оформление отпусков и больничных листов, предоставление всех необходимых справок и т. п. Эта услуга также была особенно популярна после августовских событий 1998 г. В тот период были нередки ситуации, особенно в зарубежных фирмах, когда в филиалы из главных офисов приходили распоряжения сократить персонал. При этом руководитель филиала не хотел терять ценных сотрудников, он отчитывался перед руководством, а потом при удобном случае сотрудников возвращали в штат. Многие компании, имеющие филиалы и представительства в разных странах, отчитались в своих штабквартирах о сокращении штата на 50–60% (однако фактически было сокращено 20–30%, а остальные были переведены в штат посредника). Основная проблема данной услуги — отсутствие надлежащей законодательной базы в России.

9.Employees leasing.

Предоставление персонала для временной работы. Агентство предоставляет своих штатных специалистов для выполнения работы организации-клиента на срок от одного месяца до нескольких лет. Эта услуга очень актуальна для компании, если потребность в работе такого рода сотрудника, например, промоутера, возникает периодически. Подобная схема поиска сотрудников удобнее, т. к. при рекрутинге клиент выплачивает гонорар, рассчитываемый как определенный процент от годового оклада подбираемого специалиста, при лизинге же гонорар рассчитывается с учетом затраченного на работу времени. Основная проблема оказания услуги — отсутствие надлежащей законодательной базы в России.

10.Contract / temporary employment

Предоставление персонала для временной работы или работы по контракту; временное замещение сотрудника (temporary placement). Услуга отличается от лизинга лишь длительностью сроков (они более короткие: от нескольких часов до нескольких месяцев) и формой оплаты (при лизинге форма оплаты — обычная повременная, при предоставлении временного персонала — почасовая оплата работы, не включающая время на отдых и обеденные перерывы). Работники также числятся в штате агентства

11.HR сonsultancy - кадровый консалтинг. 

Видов этой услуги достаточно много: а) psychometric testing and evaluation — психологическое тестирование и оценка персонала; б) career consulting — консультирование по вопросам карьеры; в) compensation consulting — консультации по вопросам материального стимулирования и консультирования; г) salary surveys — обзор рынка зарплат; д) payroll — помощь клиентам в ведении зарплат и других вы плат сотрудникам, исчисление налогов и т. д.; е) corporate culture — консультации по вопросам философии, этики и корпоративной культуры; ж) strategic audit — аудит стратегии и перспектив развития компании; з) structural and organizational audit — аудит организации работы в компании и системы управления; и) management audit — аудит высшего и среднего управленческого персонала; к) labor regulation consulting — консультации по трудовому законодательству; л) внешняя кадровая служба; м) платные консультации для соискателей; н) организация и проведение анализа административно-кадрового делопроизводства; о) участие специалиста агентства в работе кадровой службы заказчика на период набора большого количества новых работников для наиболее быстрого и эффективного подбора, адаптации, обучения и мотивации к труду.

12.Training programs - тренинговые программы.

Агентство обучает персонал заказчика, проводит тренинги, семинары, курсы повышения квалификации и т. п. Возможно обучение новых сотрудников заказчика. Кроме того, при агентстве могут быть организованы курсы для желающих получить какую-либо профессию с последующим трудоустройством или рассчитывающих на помощь при трудоустройстве.

Источник:
По материалам статьи: Аблизова Т. Рынок рекрутинговых услуг: история, перспективы и многообразие // Менеджмент сегодня, №6, 2004 г.
09:29
1115
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.