ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Корпорация общих ценностей

В основе стратегии корпорации общих ценностей лежит идея, что социальная ответственность представляет собой новую возможность, которую можно превратить в капитал.

Корпорация общих ценностей

Концепция корпорации общих ценностей, предложенная одним из гуру современного бизнеса Майклом Портером еще до кризиса и базирующаяся на идеях Triple Line Return (TLR) — «тройственного результата», Multiple Bottom Line Return (MBLR) — «множествен­ ного результата» и Blended Value (BV) — «смешанной (комбинированной) стоимости», уже к 2011 г. приобрела форму стратегии конкурентоспособности и стала рассматриваться как непосредственное руководство к действию.

Будучи сторонником конкурентоспособности в качестве главного критерия успеха бизнеса, М. Портер отлично понимал, что для ее достижения и поддержания постоянно требуются новые стратегии роста стоимости. В основе стратегии корпорации общих цен ностей лежит идея, что Social Responsibility (SR) — «социальная ответственность» — не всегда означает только затраты, а представляет собой новую возможность, которую можно превратить в капитал и использовать как драйвер стоимости. Стоимость же сегодня (как разность потенциалов роста данной компании и рынка в целом) признается не фондовым рынком, не только рынком в целом, не обществом одной страны, а глобальным обществом (как сочетанием акционеров и стейкхолдеров, число которых постоянно возрастает). В 2013 и 2014 гг. эта стратегия была уточнена в условиях развития технологической революции и перехода к smart-производству.

С 1960-х гг. в результате начала промышленной революции, краха колониальной системы и возникновения глобализации появилось понимание социальной ответственности бизнеса. Бизнес был вынужден платить за тот вред (экологический и социальный), который причиняют стандартные стратегии роста стоимости. Ответом и стали концепции социальной ответственности и устойчивого развития (SD). Совесть и ответственность за будущее отдельных стран и планеты в целом (их учет бизнесом и обществом) стали новыми драйверами стоимости.

Однако вплоть до появления концепции корпорации общих ценностей речь шла о затратах на предотвращение или ликвидацию последствий действий бизнеса. Вместе с тем результаты бизнеса стали рассматриваться более широко, не только как прирост стоимости, но с учетом других последствий. Возникли понятия тройственного результата, а затем и смешанной (комбинированной) стоимости.

Общество стало рассматриваться не только как среда, но и как субъект и объект бизнеса, и наряду с понятиями собственников и менеджеров возникло понятие стейкхолдеров.

Разницу между стоимостью, признаваемой рынком, и стоимостью активов сначала воспринимали как Good will (GW) — «деловую репутацию», затем как Intangible Assets (IA) — «нематериальные активы», а сегодня — как Social capital (SC) — «социальный капитал». При этом стоит учитывать, что концепция Intellectual Capital (IC) — «интеллектуального капитала» — как ответ на переход к постиндустриальному обществу -не отвечала источникам роста стоимости, т. к. часть его компонентов — клиентский, структурный и организационный — шире, чем сам интеллектуальный капитал компании, и получается, что интеллектуальный капитал не самостоятелен, а выступает компонентом социального капитала.

Сегодня в новых концепциях и идеях общество и социальная ответственность капитализируются, становятся источниками стоимости, из ограничения превращаются в средство ее повышения. Представляется, что в практическом плане появление стратегии корпорации общих ценностей было призвано решить несколько практических задач и прежде всего: снять социальную напряженность в обществе и перенаправить финансовые потоки филантропии, расширить базу инвесторов для больших корпораций, капитализировать SR, а затем и общество.

Развитие процессов в экономике, вызванных очередной технологической революцией, основывающейся на глобальной сети (позволяющей применить базовые свойства информации к цифровому капиталу, а также другим видам капитала, в которые он встроен) и новых производственных процессах, нереализуемых без вовлечения DC и принесших новые возможности сочетания углубления индивидуализации (кастомизации) с глобальностью, создает хорошую базу для применения концепции корпорации общих ценностей и преобразующих инвестиций. Стихийное, но динамичное развитие peer-to-peer- экономики на базе глобальной сети и новых технологий облегчает решение этих задач.

В то же время следует отметить, что идеи корпорации общих ценностей и преобразующих инвестиций хороши прежде всего для больших, уже укрепившихся на рынках корпораций (защищая их и давая новые возможности дальнейшего роста) как маскировка плюс добавочный драйвер стоимости, не выраженный в деньгах (но вынужденно финансируемый в рамках социальной ответственности), а также стран второго эшелона — как развитых, так и развивающихся (в которых крупные корпорации активны или в рынке которых они заинтересованы для будущей активности).

Концепция корпорации общих ценностей — это своего рода дымовая завеса, маскировка, маска, скрывающая истинное лицо крупного бизнеса перед обществом (и как так называемые народные предприятия вряд ли станет мейнстримом). Все равно «чисто бизнес», жесткий и беспощадный (занимающийся выращиванием стоимости без всяких оговорок в отношении социальной ответственности, как правило, лучше решает свои задачи и пока не достиг значимых размеров — более конкурентоспособен. Поэтому концепция корпорации общих ценностей и инструменты преобразующих инвестиций используются малым и средним бизнесом в меньшей степени, чем большим, но рассматриваются в качестве средства борьбы, чтобы стать крупным и сильным и, конечно, могут служить источником иллюзий и причиной потери конкурентоспособности.

Источник:
РОДИОНОВ И.И., СМИРНОВ А.Л. Новые концепции бизнеса и финансовых инноваций // Банковское дело, 2017, № 10
08:52
50
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.