ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Старые и новые диаспоры

Диаспоральная активность новых диаспор - это чаще короткий проект. Он направлен не столько на завоевание прочных позиций в широком диаспоральном и городском сообществе, сколько на решение текущих экономических или социальных проблем.

Старые и новые диаспоры

Старые диаспоры

«Старым» диаспоральным общностям сегодня свойственны большая открытость, широта социальных связей. Их культурная дистанция с местным населением не столь значительна. Исследования показали, что, исключая отдельные случаи, они не воспринимаются местным населением Новосибирска как фактор угрозы безопасности. «Старым» диаспорам не свойственна анклавизация, хотя клановое расселение как стратегия присутствует у езидов. Как народ без поддержки страны исхода, они сильнее заинтересованы в сохранении этнической культуры и идентичности.

Границы внутридиаспоральных отношений в «старых» диаспорах более прозрачные и строятся не только по основаниям этничности, но и землячества. Состав диаспор более стабилен, люди имеет длительную историю проживания в городе. В руководстве диаспорой силен патерналистский, педагогический дискурс: «Мы их воспитываем». Здесь ценится поддержание баланса в комплиментарности титульному этносу, стране исхода, стране и месту проживания. Инструментами поддержания идентичности выступают этнокультурный дискурс, регулярность участия в местных событиях и объединениях, поддержание связей с исторической родиной, в том числе через ее посещение. Лучше, чем в «новых» диаспоральных группах, налажены механизмы легального урегулирования конфликтов, лоббирования интересов сообщества и его членов в органах местной власти, в том числе за счет высокой правовой компетентности участников переговоров. Это отмечают и эксперты, работающие в муниципальной структурах.

«Старые» диаспоры более интегрированы в экономические отношения города («все работают, зарабатывают… не ходят, не клянчат»), имеют больше накопленных экономических ресурсов, а потому сильнее зависят от коррумпированности или неэффективности действий органов власти, сохраняют вовлеченность и в неформальные практики. Как субъекты хозяйственных отношений в городской среде они более ориентированы на структуры власти, рассматривая их как гарантов безопасности и успешности. Поэтому национально-культурные автономии и общественные объединения для «старых» диаспор чаще выступают инструментом присутствия и лоббирования («чтобы защитить себя, чтобы быть рядом с властью»). Отчасти через посредничество «старых» диаспор происходит и включение «новых» диаспор в экономические отношения города. Таким образом «старые» диаспоральные группы превращаются в значимых игроков на политической арене города.

Эти ориентиры наблюдаются и при описании жизненных стратегий активной молодежью. Конструирование диаспорального дискурса, этнокультурная и кризисная мобилизация — прерогатива средней и старшей диаспоральных групп, задача которых при возникновении молодежных конфликтов — стабилизация ситуации, прекращение конфронтации. В свою очередь достижение прочного статуса и связей в органах власти, городском сообществе, городской элите для представителей молодежи — планируемый «длинный» и одобряемый диаспоральным сообществом проект. Поэтому значимая позиция в органах власти, связи в отдельных ее структурах, компетентность и опыт удачного разрешения конфликтов (уметь решать дела...) открывают им перспективы достижения высокого статуса и в диаспоре.

Новые диаспоры

«Новые» диспоральные общности в отличие от «старых» только формируются, и их участники скорее ориентированы на освоение городской среды, чем интеграцию в городское сообщество. Они более чувствительны к проблемам безопасности и выше, чем представители «старых» диаспор, оценивают уровень напряженности в городской среде.

Если город для молодого человека из «старой» диаспоры — это общественное пространство, в котором он — его часть, и ролевые отношения с городом осознаются как многоплановые, а этничность — это только фрагмент ролевого набора, то в «новых» диаспорах эти отношения носят часто сервисный, обслуживающий характер. Наглядно это видно на примере территориального распространения этнических групп, рассеивания в городской среде. Для представителей «новых» диаспор «отношения» с городом функциональные: город-это работа, жилье, а для части — еще и образование. Поэтому сложность и многоплановость возможностей, которые открывает город, остаются невостребованными. Молодежи это свойственно в меньшей степени, поскольку само присутствие в городе, по их мнению, «меняет мировоззрение».

Однако самые важные требования к городскому пространству для перебравшихся на постоянное жительство — это возможность трудоустройства и безопасность. Поэтому критериями выбора места жительства выступают отношение местного населения, степень криминогенности среды. Как и для местных жителей, для многих семей, приезжающих из Средней Азии, важна доступность школьного образования. Анализ эскизных карт места проживания, составленных в ходе фокус-групп авторитетными представителями диаспоральных сообществ, показали, что для киргизов ценность школ так велика, что составляет якорную основу их жизненного пространства. А для представителей «старой» диаспоры — езидов, проживающих здесь более двадцати лет, ценность школы, стабильность работы — это освоенный ресурс. Поэтому их карты отражают интерес к дополнительным ресурсам, важным для горожанина, — стадионам. Заметим, что ценность спорта как социального лифта для получения высокого статуса в российской действительности отмечалась представителями всех изучаемых этнических групп, но не все указывали на спортивные объекты как значимую часть освоенного пространства.

В «новых», больших по размерам диаспорах, процессы самоорганизации только набирают силу. Для входящих в «новые» этнические общности значимость приобретает возможность получения от диаспоральных структур срочной помощи в случае, когда родственные и дружеские связи не срабатывают.

Источник:
И.А. СКАЛАБАН "Старые" и "новые" диаспоралыные сообщества в современном российском городе // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, №10, Октябрь 2017, C.20-35
Читайте также:
Этнотауны, этнические кварталы и районы возникают на основе этнического разделения труда.
Научный подход к такому явлению как диаспора и выделение основных признаков этой иммиграционной группы
Концепт межэтнического сообщества был введен в научный оборот В. В. Мархининым и И. В. Удаловой для обозначения образующихся в результате совместного проживания целостных групп разноэтнического населения.
Многие городские сообщества органично включали в свой состав те или иные этнические группы, используя их ресурсы для собственного развития.
Из-за кризиса общественных отношений в странах Средней Азии они по приезде легко меняют стиль поведения на более маргинальный, а молодежь выходит из-под контроля старших.
11:44
36
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.