ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Что такое диаспора?

Научный подход к такому явлению как диаспора и выделение основных признаков этой иммиграционной группы

Что такое диаспора?

Постоянный приток мигрантов в крупные российские города, рост качественного многообразия сетевых взаимодействий внутри сообществ, объединенных по этническому, религиозному и культурному признакам, появление устойчивых иммиграционных групп в городской среде способствуют образованию диаспор.

Особенности процессов этнической или региональной гомогенизации диаспоральных групп, складывающаяся структура и характер отношений внутри диаспор и между ними создают в каждом городе уникальное межэтническое сообщество и соответствующий ему социокультурный ландшафт. Эти процессы активно идут не только в России, но и во всем мире, превращая диаспоры в значимый фактор политических, социально-экономических процессов на всех уровнях общественных отношений, от локального до глобального.

Неоднозначность определения диаспоры

Казалось бы, если в городах присутствуют миграционные притоки, имеются устойчивые этнические группы, значит, есть и диаспоры. Однако далеко не все исследователи разделяют такую точку зрения. Их сомнения основываются на специфике понимания и выделения значимых признаков диаспоры, в отношении которых в современном научном сообществе нет консенсуса.

Если представить в виде шкалы всю широту современных научных взглядов на диаспору, то они расположатся в диапазоне от знака равенства между миграцией, этническим рассеянием и диаспорой до придания диаспоре исключительных свойств, выходящих за пределы характеристик обычной этнической группы. Последнее позволяет ряду исследователей ставить под сомнение сам факт существования в современной России классических диаспор или возможность применения всей совокупности их признаков к этносообществам крупных российских городов, мотивируя это тем, что этническим группам свойственна разная степень развитости диаспоральных признаков.

Неоднозначность оценок прослеживается и в вопросе локализации диаспоры. Одни авторы указывают на неуместность применения в отношении этнической группы отдельного города категории «диаспора» как представляющей собой часть народа, проживающего вне страны исхода, и предлагают заменить его терминами «диаспоральная общность», «диаспоральное сообщество», «диаспоральное социальное образование».

Если принять такую позицию, то диаспоральные сообщества городов, где находятся устойчивые этносообщества, можно рассматривать как органическую часть диаспоры. Таким сообществам свойственны как общие для диаспоры, так и уникальные характеристики, формирующиеся под влиянием политической, экономической, социокультурной среды конкретного города, региона и влияющие на эволюцию этнических сообществ. Их выделение может позволить анализировать состояние и прогнозировать развитие этнических и диаспоральных сообществ и характер их влияния на межэтническое сообщество города. Однако важно помнить о наличии угрозы «овеществления этнических групп», что требует особой осторожности в работе с материалом и поиска адекватных показателей присутствия диаспоральных сообществ и процессов диаспоризации.

Диаспора относится к разряду категорий, которым свойственна сегодня активная дисперсия значений в семантическом и концептуальном пространствах. Не случайно многие современные российские исследования начинаются с анализа подходов к ее конструированию. При этом почти непременной стала апелляция к сложному характеру диаспоры. «Диаспоры подобны тексту с уникальным и зачастую противоречивым нарративом», заметил А. Бра. Наряду с пониманием диаспоры как специфического типа группы или сообщества она сегодня конструируется и как практика, и как множество диаспорных проектов, и как стиль жизни, и как совокупность накладываемых друг на друга пространств.

Черты диаспоры

Наибольшее распространение и признание в научном сообществе получили ее признаки, предполагающие наличие:

  • совокупности индивидов единого этнического происхождения (одной или родственных национальностей), живущих в иноэтническом, социокультурном окружении, фиксированных территориальных пространствах за пределами исторической родины;
  • особого типа идентичности, основанного на отличиях от населения «принимающего» государства и осознании общего с ним будущего при относительной замкнутости и самодостаточности;
  • формальных и неформальных коллективных связей, групповой солидарности;
  • устойчивых институтов, социальных организаций для сохранения и развития этнической общности, самобытности, артикуляции этнических интересов, защиты и поддержки своих членов в соответствии с менталитетом диаспоры, в том числе и через борьбу за публичную идентичность;
  • коллективной и индивидуальной исторической памяти, мифологии;
  • связей со страной исхода, при скорее символическом, чем реальном возвращении на родину.

Таким образом, потенциал устойчивости диаспоры и диаспоральных сообществ определяется их способностью к самовоспроизводству, самоорганизации в местных условиях; к гибкости, адаптивности; возможностью включать, интегрировать новые миграционные потоки, инкорпорировать мигрантов в местную, городскую среду, защищать их интересы, влиять на принимающее сообщество, в том числе через политическую и конфликтную мобилизацию.

Диаспоризация как процесс

Свойства «устойчивой совокупности» диаспора не может получить иначе, чем через процессы распространения (рассеяния) этноса, самоорганизации его локализованных групп через постепенное приобретение институциональной устойчивости и идентификации как единой общности. Поэтому сам факт наличия этнически идентичных групп за пределами исторической родины, в том числе в пространстве одного города, ни одним исследователем в качестве достаточного основания для определения диаспоры не принимается. Однако их наличие дает основание полагать, что диаспора при определенных условиях может сформироваться, а обладая свойствами изменчивости, будет эволюционировать, усваивая и трансформируя приобретенный опыт с помощью коллективной и индивидуальной памяти.

В этом отношении есть смысл говорить о диаспоризации как процессе.

Приобретение диаспоральных свойств находится в тесной связи с современными миграционными процессами и чувствительно к их изменчивости. Диаспоризация в качестве процесса обретения отношений как внутри диаспоры, так и за ее пределами, осуществляется через практики взаимодействия конвенционального и конфликтного характера в диаспоральных сообществах, влияя на характер идентичности внутри групп и гибкость границ «свой — чужой». Поэтому если в городе существует несколько этнических групп, образовавшихся в разное время и имеющих или не имеющих в своем «бекграунде» «диаспоральную» историю, можно говорить о разной степени диаспоризации, а также-о наличии «старых» и «новых» диаспор и диаспоральных сообществ.

Источник:
И.А. СКАЛАБАН "Старые" и "новые" диаспоралыные сообщества в современном российском городе // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, №10, Октябрь 2017, C.20-35
Читайте также:
Диаспоральная активность новых диаспор - это чаще короткий проект. Он направлен не столько на завоевание прочных позиций в широком диаспоральном и городском сообществе, сколько на решение текущих экономических или социальных проблем.
11:34
25
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.