ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Экономика республики Тыва


Отставание республики от среднероссийских экономических индикаторов просто разительно.

Экономика республики Тыва

Для оценки уровня социально-экономического развития Республики Тыва нами использованы следующие пять индикаторов: валовой региональный продукт, среднемесячные денежные доходы и бюджетная обеспеченность в регионе на душу населения, а также интегральный показатель комплексной оценки региона в соответствии с методикой ФЦП «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 — 2010 гг. и до 2015 г.)» и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) (табл. 1). 

Данные таблицы взяты из разных источников и вряд ли могут претендовать на точность. Кроме этого, региональные статистические данные нередко в зависимости от цели отличаются большой вариативностью: например, для получения дополнительных трансфертов из центра они занижаются, а для отчета и выбора главы регионы или привлечения инвестиций — завышаются. Тем не менее в целом они адекватно отражают общую картину и суть экономических процессов, происходящих в республике, в сравнении с регионами-лидерами.

Таблица 1. Индикаторы социально-экономического развития РФ и некоторых регионов, 2013 г.

Индикатор Республика Тыва Россия (в среднем) Москва Тюменская область
Валовой региональный продует (с учетом покупательной способности) на душу населения, тыс. руб.* 134,2 376383,0 965842,7 1422113,3
Денежные доходы на душу населения (в месяц), руб.* 13934,7 27754,9 54921,2 38545,6
Бюджетная обеспеченность региона (с учетом уровня покупательной способности населения) на душу, руб. 28000 80000 - -
Интегральный показатель отклонения социально-экономического развития по методике ФЦП «Сокращение различий...» -0,33 - 0,78 0,09
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - 0,762 0,864 0,840
Занимаемое место 85 — 87 - 1 2

Примечание: * — данные Росстата.

Как видно из таблицы, по среднедушевым показателям экономического развития разрывы между Тувой и лидирующими регионами (г. Москва и Тюменская область) чрезмерны и превышают допустимые значения в пределах одной страны. Отставание республики от аналогичных среднероссийских индикаторов тоже разительно. По оценке Н. Г. Коренева, «такую огромную внутреннюю дифференциацию между регионами одного государства довольно сложно понять и объяснить, как с экономической, так и социальной точки зрения. Аналогов такого явления в мировой практике практически нет». Академик Н. П. Федоренко пишет: "… Различия в уровнях экономического развития российских регионов разительны даже на фоне международных сопоставлений. Так, максимальный разрыв между 79 субъектами Российской Федерации по величине денежных доходов на душу населения среди 88 субъектов Федерации составляет 12,5 раза. Разрыв по аналогичному удельному показателю ВРП, являющийся предметом глубокой озабоченности Европейского союза, равен всего 4,5. По некоторым расчетам, десять наиболее благополучных регионов России идут вровень с лидерами развивающегося мира — с Таиландом, Малайзией, Чили, Мексикой. Низшая десятка съехала до уровня Уганды, Кении, Бирмы и Непала"/

Такая ситуация должна беспокоить не только жителей республики, но и федеральную власть, так как «усиление неоднородности затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасности региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики, ослабления целостности общества и государства».

Поэтому постановка задачи о достижении Республикой Тыва среднероссийских значений базовых показателей социально-экономического развития справедлива и отвечает интересам как государства (федеральным и региональным уровням власти), так и населения республики.

При характеристике экономического состояния Тывы нельзя обойти вниманием обеспеченность бюджета республики собственными средствами: увеличение доли собственных доходов бюджета и снижение дотационности — основные задачи региональной власти. За последние годы они декларированы в многочисленных программных и директивных документах Правительства Республики Тыва. Динамика бюджетных доходов и обеспеченности бюджета региона собственными доходами показана в таблице 2.

Таблица 2. Динамика бюджетных доходов и обеспеченности бюджета Республики Тыва собственными доходами в 2010 — 2014 гг., млн. руб.*

Средства 2010 2011 2012 2013 2014
Собственные доходы бюджета 3871,6 4839,8 4426,6 4827,9 5048,2
Безвозмездные перечисления из федерального бюджета 11955,9 13159,9 19468,6 19797,8 21640,5
Обеспеченность бюджета собственными доходами, % 24,5 27,6 18,5 19,6 18,9
Источник:
Ш. Ч. СОЯН, М. К. СОЯН Социально-экономическое развитие Республики Тыва: состояние и перспективы роста // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, №12, Декабрь 2016, C.101-111
04:51
82
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.