ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Прожиточный минимум на севере Красноярского края, Иркутской области и Республики Бурятия

Ключевым параметром социальной защиты населения является прожиточный минимум (ПМ).

Прожиточный минимум на севере Красноярского края, Иркутской области и Республики Бурятия

Ключевым параметром социальной защиты населения является прожиточный минимум (ПМ), с его величиной связывают размеры остальных социальных гарантий (МРОТ, социальные выплаты (пенсии, пособия и пр.) и т. д.).

В основу исчисления ПМ заложена стоимость потребительской корзины, состав которой определяется на федеральном уровне зонированием по суровости климата. Согласно первым Методическим рекомендациям по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации от 1992 г., в Красноярском крае были установлены две зоны по потребительской корзине: для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним; для иных местностей. В дальнейшем были приняты региональные нормативно-правовые акты, согласно которым расчет ПМ осуществлялся для трех групп территорий: районы Крайнего Севера; районы, приравненные к Крайнему Северу; иные местности. В Иркутской области и Республике Бурятия были установлены единые потребительские корзины без учета наличия в них законодательно приравненных к районам Крайнего Севера территорий. Внутрирегиональная дифференциация природно-климатических различий была отражена только в нормативно-правовых актах Иркутской области.

В 2013 г на территории области на федеральном уровне наконец-то были также установлены две зоны (как и в Красноярском крае) по потребительской корзине: для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним; для иных местностей. Этот положительный шаг сказался на повышении установленных величин ПМ на северных территориях (разница между северными районами и иными местностями составляла до IV квартала 2013 г. в среднем 100 — 200 руб., с IV квартала 2013 г. — 2000 руб.) (табл. 1).

Таблица 1. Динамика ПМ за 2012 — 2015 гг. (IV квартал), руб.

Субъект РФ 2012 2013 2014 2015
1 2 1 2 1 2 1 2
В целом по Красноярскому фаю 7715 8268 8249 8851 9186 9748 10598 11227
г.Енисейск 9451 10006 10381 11057 13358 14114 15122 15918
г. Лесосибирск 8364 8855 8949 9532 10275 10857 11814 12436
Енисейский 10790 11423 11634 12392 14385 15200 15240 16042
Мотыгинский 10539 11157 11723 12487 13769 14548 15122 15918
Богучанский 10790 11423 11723 12487 13049 13788 14768 15545
Кежемский 9535 10095 10202 10866 12844 13571 14295 15048
В целом по Иркутской области 6557 7053 7768 8279 8629 9178 9814 10410
Районы, приравненные к Крайнему Северу 6713 7248 9274 9913 10417 11109 11879 12652
В целом по Республики Бурятия 6766 7292 7301 7861 8263 8659 9259 9654
Районы, приравненные к Крайнему Северу 6766 7292 7301 7861 8263 8659 9259 9654

Примечание: 1 — на душу населения; 2 — для трудоспособного населения.

Как отметил уполномоченный по правам человека в Иркутской области В. Лукин, «потребовалось 13 лет, чтобы донести актуальность проблемы до федерального законодателя».

В Республике Бурятия потребительская корзина и исчисление ПМ до сих пор остаются едиными для всей территории, что приводит к неравенству по условиям жизнеобеспечения северян и ущемлению их прав.

С 1 января 2014 г. часть потребительской корзины, которая относится к непродовольственным товарам и услугам, стала определяться в соотношении со стоимостью продуктов питания. Все субъекты РФ распределены на три зоны: с теплым; умеренным; холодным и резко континентальным климатом. Рассматриваемые нами субъекты относятся к последней зоне, где рекомендуемое соотношение 50 — 60%, но региональные власти имели право его корректировать. Так, в Иркутской области для северных районов оно было установлено на уровне 60% (непродовольственные товары) и 55% (услуги), в Красноярском крае и Республике Бурятия — 50%. Удивляет то, что в Красноярском крае стоимость услуг на северных территориях оказалась на 10% ниже, чем на южных. А ведь именно на оплату услуг ЖКХ вместе с покупкой продуктов питания у большинства респондентов уходит вся заработная плата.

Парадоксальная ситуация складывается и при анализе региональных законов о потребительской корзине всех субъектов РФ. Так, в 12 субъектах, расположенных в зоне с теплым климатом, соотношение стоимости непродовольственных товаров и услуг продуктов питания (рекомендовано на уровне 40 — 50%) в девяти субъектах составляет 50%; Кабардино-Балкарской Республике -50 — 55%, в Краснодарском крае и Ростовской области — 50 — 60%, как и в районах, приравненных к Крайнему Северу; в зоне с умеренным климатом соотношение варьирует в рекомендуемом диапазоне 45 — 55% (по услугам отличились три субъекта: Московская и Самарская области, г. Москва (от 55 до 127%)).

При установлении прожиточного минимума региональные министерства используют данные об уровне потребительских цен. К примеру, первые расчеты ПМ производились на основе данных Госкомстата РФ, отслеживаемых в каждом административном районе и городах (ныне — муниципальные районы (образования) и городские округа). С принятием методологических положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и услуги мониторинг цен стал проводиться в городах-представителях, на рассматриваемой территории — это Лесосибирск (Красноярский край), Братск, Усть-Илимск (Иркутская область), Северобайкальск (Республика Бурятия). Стоит отметить, что на северных территориях одним из ведущих географических барьеров, наряду с природно-климатическими условиями, становится ограничение транспортной доступности, недоучет которой приводит к искажению сложившихся фактических цен, учитываемых при исчислении ПМ. К примеру, в Иркутской области Братск и Усть-Илимск имеют хорошую транспортную доступность (автомобильный, железнодорожный транспорт) и располагаются в непосредственной близости друг от друга (коэффициент отдаленности — 1,1). Игнорирование районов с более высоким коэффициентом отдаленности (например, Киренский — 1,6) ущемляет права проживающих там граждан. Аналогичная ситуация складывается и в Республике Бурятия. Цены на продукты питания в шт. Таксимо (Муйский район), по экспедиционным данным, в 1,5 раза отличались от г. Улан-Удэ, тогда как в Северобайкальске и Улан-Удэ — только в 1,2 раза.

Иная ситуация сложилась в Красноярском крае, где для двух северных групп территорий (1-я группа — районы Крайнего Севера и 2-я — местности, приравненные к ним) сохранилась не только практика определения величины ПМ для каждого муниципального района и городского округа, но и был введен коэффициент дифференциации (отклонение более чем на 5% стоимости потребительской корзины в соответствующем муниципальном образовании от стоимости, наблюдаемой в городах Норильск (1-я группа) и Лесосибирск (2-я). В результате заметны различия в величинах ПМ в рассматриваемых северных районах с одинаковыми природно-климатическими условиями (см. табл. 1).

Источник:
В. Н. ВЕСЕЛОВА Особенности реализации социальной защиты населения (на примере северных районов Красноярского края, Иркутской области, Республики Бурятия) // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, №12, Декабрь 2016, C.112-122
04:39
21
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


ОТРЫВКИ

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.