ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Этапы развития глобализации


Появление рынка

История формирования рынка берет свое начало с древних времен, когда взаимоотношения между людьми строились в условиях натурального хозяйства. В то время излишки продуктов обменивались на другие виды товаров в определенной пропорции. С развитием общества и внедрением принципа разделения труда появляется производство, а обмен товарами на бартерной основе становится регулярным. Позднее выделились отдельные виды товаров, которые стали играть роль общего эквивалента; возник централизованный обмен товарами. Так происходило зарождение товарно-денежных отношений, обусловившее смену общественно-экономических формаций и переход к рынку.

Рыночные отношения стали благоприятной почвой для появления людей, стремившихся организовать управление рынком в своих интересах на отдельно взятой территории. Помимо этого предпосылками к развитию маркетинга являлись различные географические и климатические условия жизнедеятельности. Из-за неразвитости сельского хозяйства выживание и благополучие людей зачастую зависели от освоения новых территорий, позволявшего получать новые ресурсы, для чего государства и частные лица вели войны, финансировали различные экспедиции.

Захват колоний

Завоевание и освоение государствами-колонизаторами относительно «близлежащих» по отношению к ним территорий обусловило формирование империй: египетской, римской и многих других. Для существования и расширения влияния империй требовалось создать внутри них экономические, правовые, политические механизмы, эффективно регулирующие взаимоотношения как внутри империй, так и в их внешней среде (одним из примеров такого рода механизмов является римское право). Частью этих механизмов являлись прототипы современных маркетинговых методов и инструментов, использовавшихся как в системе государственного управления, так и частными лицами: глиняные таблички, свитки папируса, содержащие информацию рекламного характера, ценовые приемы, PR-функции, личные коммуникации, прямые продажи и т.д.

Великие географические открытия

С XV–XVI вв. образование колониальных империй во многом связано с великими географическими открытиями, что придало новый импульс для развития международных торговых отношений. При организации экспедиций купцы учитывали потребности населения, проживающего на территориях пунктов отправления и назначения, что обеспечивало ведение прибыльной торговли. А у государства, помимо этого, появлялась еще и возможность присоединить к своим владениям новую территорию, введя на ней протекторат (ограничив ее политические права и интересы) или основав колонию (лишив политической и экономической самостоятельности). Открытие, колонизация и освоение Америки, Австралии, Новой Зеландии, колонизация азиатских стран способствовали значительному расширению экономических связей в глобальном масштабе.

Промышленная революция

В конце XVIII–начале XIX в., после промышленной революции в Англии, эти связи получили дальнейшее развитие. Появились крупнотоннажные пароходы, железнодорожный транспорт, благодаря которым стало возможным удовлетворять возрастающие потребности промышленности европейских стран в различном сырье и материалах, новых рынках сбыта готовой продукции.

Современный этап

В настоящее время процессы глобализации охватили фактически всю мировую экономику. Глобализация проявляется, в частности, через региональную интеграцию, реализующуюся в рамках территориально сформировавшихся торгово-экономических блоков, транснациональных компаний. Их участники благодаря отмене барьеров во внутрирегиональной торговле и сближению законодательств разных государств имеют возможность пользоваться преимуществами крупномасштабного производства, рассчитанного на объединенный рынок; получают доступ к ресурсам стран-партнеров. В этих условиях маркетинг направляет экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся потребностей миллионов покупателей во всем мире и является основной управленческой концепцией деятельности крупных предприятий, осуществляющих производство потребительских товаров и функционирующих на территории индустриальных стран с развитой рыночной экономикой. 

Источник:
Анохин Е.В., Анохин В.А. МАРКЕТИНГ В УПРАВЛЕНИИ ТЕРРИТОРИЯМИ: ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ // Маркетинг в России и за рубежом, 2017, № 1
Читайте также:
В группе машиностроительных отрас­лей автомобилестроение относится к числу широко распространенных, ориен­тированных на массового потребителя.
В группе машиностроительных отрас­лей автомобилестроение относится к числу широко распространенных, ориен­тированных на массового потребителя.
16:53
555
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.