ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

География финансов: банки, их отделения и конкуренты


В литературе по географии финансов подчеркивается, что местные банки, имеющие головной офис в одной географической локации со своими клиентами, обладают важными особенностями по сравнению с офисами банков, штаб-квартиры которых расположены в отдаленных от данной локации финансовых центрах. Поэтому выделяются три типа расстояния - между клиентом и офисом банка, между офисами разных уровней в иерархической структуре банка и между офисами конкурирующих банков.

Расстояние между банком и клиентами

Расстояние между банком и клиентами (операционное расстояние) остается важным фактором, именно это с 1980-х годов побуждало банки формировать разветвленные сети филиалов и офисов при ослаблении регуляторных ограничений государства на создание банковских филиалов - например в США с 1994 г. (Riegle-Neal Interstate Banking and Branching Efficiency Act). Это позволяет крупным банкам выигрывать на экономии от масштаба и на близости к клиентам, поэтому рост концентрации в банковском секторе и уменьшение числа банков при росте числа банковских подразделений стали почти повсеместной тенденцией. Близость к потенциальным клиентам позволяет сокращать информационные и транспортные издержки на их привлечение и заключение контрактов. Если банки могут провести ценовую дискриминацию по месторасположению заемщика, то они дополнительно выигрывают, если нет - то выгоды от меньших издержек достаются клиентам. Исследования (в основном на материале США и европейских стран) показывают, что средняя близость между клиентами и банками, измеряемая, например, количеством банковских офисов на единицу площади или на количество жителей, положительно влияет на доступность кредитования, развитие региональной экономики и склонность фирм к инновациям. Впрочем, в ряде исследований такой связи не выявлено. Экономия на расходах, связанных с содержанием офисов, актуальная в кризисные времена, и развитие новых технологий ограничивают процесс расширения банковских сетей. В результате в Европе после длительного периода роста с 2009 г. число офисов банков стало снижаться, в том числе как реакция на мировой финансовый кризис.

Расстояние между офисами разных уровней

Другое важнейшее в географии финансов понятие - расстояние между офисами разных уровней в иерархической структуре банка, особенно между офисом, где происходит общение с клиентами, и головным офисом (функциональное расстояние). Ярко выраженным трендом во всем мире, сопровождающим процесс концентрации в банковском секторе, стала географическая концентрация головных контор банков в крупных финансовых центрах. Банки размещают головные офисы в крупных городах и густонаселенных регионах, чтобы получить преимущества от тесного общения с клиентами и друг с другом, с квалифицированной рабочей силой и государственными органами, доступ к информации, лучшим технологиям, бизнес-услугам и транспорту. В результате расстояния "сжимаются" для всех обитателей финансовых центров, но возрастают расстояния между головными офисами банков и их филиалами и подразделениями в других регионах.

В литературе о влиянии расстояний на банковскую деятельность указывается на важность для банков информации о заемщиках и противопоставляются два ее типа - "жесткая" и "мягкая". Первая означает легко передаваемые и хранимые количественные сведения о заемщиках, вторая - субъективные знания и ощущения работников банка от конкретного и длительного общения с заемщиками, знание локальных особенностей. Для сбора, передачи и использования жесткой информации не важны расстояния, а для мягкой информации требуется личное взаимодействие всех участников процесса кредитования, которое более интенсивно и эффективно при небольших расстояниях. Считается, что крупные заемщики, имеющие длительную и известную историю, кредитуются с большим использованием жесткой информации, а более мелкие и новые предприятия кредитуются на основе мягкой информации.

Для использования мягкой информации важно, чтобы работающий с ней сотрудник банка сам принимал решение о выдаче кредита клиенту и нес за это ответственность, ведь такую информацию трудно передать на другой иерархический уровень, тем более на расстоянии. Иначе нет стимула работать с мягкой информацией или возникнут стимулы использовать ее не в интересах банка (проблема принципала-агента). Поэтому крупные банковские сети извлекают выгоды от эффекта масштаба и диверсификации, но хуже используют мягкую информацию о клиентах и местных особенностях. Соответственно небольшие банки, где решения принимаются "на местах", имеют преимущества в использовании мягкой информации и лучше подходят для работы с мелким и средним бизнесом.

При концентрации головных офисов крупных банков в финансовых центрах информационная асимметрия и издержки взаимодействия и контроля между штаб-квартирами банков и их офисами "на местах", в других регионах, существенно возрастают. Большие расстояния между головными офисами банков приводят к отстраненности руководства и работников офисов банка от нужд и особенностей местной экономики, культуры и т.п. 

Это приводит к смещению предпочтений банков в сторону кредитования клиентов, близких к головному офису, часто это головные офисы крупных компаний нефинансового сектора. А доступ к кредитованию менее крупных, локальных и новых фирм в отдаленных от финансового центра регионах ухудшается. 

Расстояние между офисами конкурирующих банков

Еще один важный в географии банковского сектора тип расстояния - между офисами конкурирующих банков. 

Близость банков друг к другу влияет на их рыночную власть и поведение, однако в вопросе о том, как именно это происходит, мнения расходятся. Исследования показывают, что банки активно стремятся концентрироваться в одних локациях (городах, районах, улицах), а также открывать офисы там, где их открыли другие банки, но до определенного предела. Все это указывает на наличие выгод такого поведения (от общения и доступа к клиентам, информации, рабочей силе, бизнес-услугам, органам власти, инфраструктуре), но приводит к уменьшению расстояния между конкурирующими банками. Близость конкурентов должна усиливать конкуренцию, тем самым снижая процентные ставки по кредитам и не позволяя банкам дискриминировать заемщиков по их местоположению. 

В то же время банки могут быть менее заинтересованы в работе с мягкой информацией, в инвестициях в долгосрочные отношения с заемщиками, ведь последние могут легко сменить банк. Расположение банков рядом друг с другом и простота смены банка может притягивать неблагонадежных заемщиков и повышать моральный риск. Понимая это, банки могут ужесточить условия получения кредитов, а также вступить в скрытый сговор. В других случаях близкое расположение конкурентов может побудить банки активнее строить долгосрочные отношения, добывать мягкую информацию о местных клиентах, пытаясь тем самым привязать их к себе особыми методами клиентоориентированной политики. 

Если рядом присутствуют местные банки-конкуренты, то к такому поведению (в общем для них менее характерному) могут склоняться и офисы банковских сетей с отдаленными штаб-квартирами. Вывод исследователей следующий: возможны два сценария в зависимости от преобладающего типа банков-конкурентов. 

Первый: в локации скапливаются близко друг к другу офисы банков с отдаленными штаб-квартирами. Конкуренция между ними приводит к ужесточению условий для мелких, новых и неизвестных местных фирм из-за отсутствия стимулов к изучению их особенностей и использованию мягкой информации (ведь клиенты могут уйти к конкурентам). 

Второй сценарий: рядом расположены преимущественно местные небольшие банки, пытающиеся привлечь заемщиков на основе долгосрочных отношений и знаний о местных клиентах, поэтому ситуация обратная.

Источник:
Агеева С., Мишура А. География и структура банковского сектора: тенденции в мире и в России // Вопросы экономики, №9, Сентябрь 2017.
04:36
319
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.