ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Финансирование геологоразведочных работ в России: роль государства


Общегеологическое изучение территории страны должно осуществляться национальной геологической службой путем целевого бюджетного финансирования. Можно обратиться к успешному опыту организации геологической службы во времена СССР, когда система федеральных государственных предприятий работала под руководством единого правительственного органа, оформление геологической информации было унифицировано, эта информация была объективна и открыта для специалистов и экспертов. Новые технологии и методики предприятия становились достоянием всех организаций отрасли. Кроме того, важным фактором развития геологической отрасли было государственное планирование геологоразведочных работ.

Если отбросить пугающее свойство его директивности, план позволял по возможности наилучшим образом распределять ограниченные ресурсы по территории страны, обеспечивал сбалансированность всех видов ресурсов (денежных, материально-технических, людских) по многочисленным стадиям и методам геологоразведочных работ с выходом на необходимые объемы глубокого бурения и подготовку запасов полезных ископаемых высокой степени достоверности. В частности, Госплан СССР долгое время использовал автоматизированную систему плановых расчетов "Геология и разведка недр" на базе комплекса оптимизационных экономико-математических моделей.

Можно ли обеспечить перечисленные преимущества организации геологоразведочных работ, если разрешить недропользователям, в том числе частным компаниям, проведение начальных стадий - поисково-оценочных? Сущностная цель бизнеса по извлечению максимальной прибыли, несомненно, придет в противоречие с государственными интересами. Работа связана с большими рисками и ведет к замораживанию вложенных в геологоразведку средств на неопределенный период времени. Полезная с точки зрения частной компании информация (например, выявленные ресурсы) вряд ли будет своевременно передана государству, как и передовые методики и технологии. Планы работ частных компаний также являются конфиденциальной информацией. Передача региональных работ в частный сектор приведет к тому, что геологическая карта страны с годами будет представлять собой "лоскутное одеяло" с изученными, малоизученными, неизвестно как изученными и "неинтересными" для бизнеса территориями.

Например, согласно сведениям о недропользователях лицензионных участков распределенного фонда недр Иркутской области (углеводородное сырье) на 01.01.2015 г., только на 10% участков проводятся геологоразведочные работы. Низкий интерес недропользователей к участкам нераспределённого фонда обусловлен осознанием высокого риска вложений в геологоразведочные работы, связанного с увеличением глубин и сложности залегания продуктивных горизонтов и слабой геолого-геофизической изученностью.

Работы на известных рудных объектах не могут обеспечить открытия принципиально новых и уникальных месторождений полезных ископаемых. Только качественное и системное изучение территории страны на региональной стадии приведет к локализации новых потенциальных нефтегазовых провинций, рудных районов и узлов, что в дальнейшем позволит открыть новые месторождения. Этому предшествуют фундаментальные научные исследования в геологии и геологоразведочные работы научно-производственного характера. Полученные знания о недрах широко используются во многих отраслях экономики.

Организации, выполняющие стратегические исследования, должны иметь государственную форму собственности. Сформированные в результате таких исследований фонды геологических данных также должны быть в собственности государства. Система геологического изучения недр страны должна быть законодательно закреплена за государством и финансироваться из государственного бюджета. Не исключено и участие частного капитала, поэтому необходимо законодательно регламентировать привлечение инвестиций в проекты региональных геологических исследований на основе государственно-частного партнерства, включая обязательное предоставление государству всей полученной информации о недрах. В целом ответственность за геологическую изученность страны возлагается на государство.

Для формирования государственного сектора геологической отрасли, ее научно-производственной и территориальной структуры целесообразно объединение всех сохранившихся государственных предприятий и акционерных обществ с соответствующей специализацией. Для проведения геолого-съемочных, геофизических, а также информационно-аналитических работ нужны высококвалифицированные специалисты по многим узким направлениям, которых целесообразно объединять в специализированных организациях. Сегодня интеграционные процессы идут в рамках крупнейшего в стране многопрофильного геологического холдинга "Росгеология". Он является основой государственного сектора геологоразведочной отрасли, цель создания которого заключается в обеспечении воспроизводства минерально-сырьевой базы России и комплексного геологического изучения ее территории. Есть надежда, что создание холдинга позволит государству сохранить ключевые компетенции в геологоразведочной отрасли, используя современные методы планирования развития минерально-сырьевой базы страны.

Руководить геологическим изучением территории страны должен единый федеральный орган, отвечающий за решение обеих основных задач, стоящих перед геологической отраслью (федеральный комитет, министерство). Учеными выделены центры, способные обеспечить инновационное развитие минерально-сырьевого комплекса России и повысить его конкурентоспособность. Очень важно, чтобы в ресурсных регионах с большим минерально-сырьевым потенциалом работали структурные подразделения федерального органа управления геологической отраслью. Это важно и для поддержания на достойном уровне контролирующих функций в сфере недропользования, и для лоббирования интересов региона в центре.

Масштабное, системное геологическое изучение Иркутской области развернулось после Второй мировой войны. За 1953-1977 гг. были составлены полистные Государственные геологические карты масштаба 1:200 000 практически на всю территорию региона. Около 40% территории исследованы в масштабе 1:50 000. Это был итог многолетних полевых работ и камеральных исследований большого числа профессионалов: геологов, геофизиков, горных инженеров, которых выпускали иркутские университеты. Использовались все имеющиеся в то время дистанционные методы исследований: аэро- и космические снимки разных масштабов, материалы аэрогеофизических наблюдений (аэроспектро-, аэромагнитометрия). Данные дистанционных методов подкреплялись сетью наземных геологических маршрутов, составлением опорных разрезов, выделением на геологической карте тел осадочных, магматических и метаморфических образований, петрографическим изучением шлифов пород под микроскопом и другими методами.

Созданная впервые высококачественная геологическая основа Иркутской области содержала ценнейшую информацию о геологическом строении региона, параметрах известных и выявленных в ходе съемки крупных минерагенических единиц (провинций, областей, зон, районов), а также о конкретных месторождениях и проявлениях полезных ископаемых. Выполненными работами определены границы крупнейшей в России Ленской золотоносной провинции, оконтурена крупнейшая в России Восточно-Саянская редкометалльная провинция, выявлен Прибайкальский полиметаллический пояс. На Сибирской платформе были определены границы Ангарской железорудной провинции, Иркутского, Тунгусского и Канско-Ачинского угольных бассейнов. В процессе выполнения среднемасштабной геологической съемки были подтверждены высокая перспективность иркутской части Сибирской платформы по углеводородному сырью и алмазам. Выводы подтверждены открытием уникального Ковыктинского газоконденсатного и крупного Верхне-Чонского нефтяного месторождений; активно ведутся работы по поиску промышленных запасов алмазов.

В настоящее время научно-техническое обеспечение геологоразведки в части получения и обработки геологических данных значительно усовершенствовалось. Хотя многие специалисты считают, что данные регионального картирования прошлого века устарели, по нашему мнению, нет необходимости во всеобъемлющем повторном среднемасштабном картировании страны, но вот разработать собственную программу доизучения территории с целью подготовки участков для проведения поисковых работ целесообразно для каждого региона. Так, в рамках прогнозно-металлогенических исследований в Иркутской области выделены площади для постановки ГД П-200 и отдельные участки для поисковых работ масштаба 1:50 000-1:25 000. В то же время часть территории (и она определена) требует дополнительного анализа на выявление перспектив по нетрадиционным видам сырья и типам месторождений. Предусматривается также проведение среднемасштабных региональных работ в районах, подлежащих первоочередному экономическому освоению, на юге Сибирской платформы и в горнорудных районах горно-складчатого обрамления.

Объективная характеристика состояния недр может служить основой взаимовыгодных отношений государства и частного бизнеса. Особенно это важно при передаче участков недр в частную собственность, где степень изученности лицензионного объекта играет первостепенную роль. В связи с развитием новых методов геологических исследований целесообразно расширить практику государственного "геологического доизучения территорий", широко используемого Министерством геологии в советский период. Доизучение важно для отдельных перспективных площадей с целью повышения достоверности данных о запасах, например, в случае комплексных месторождений, где наряду с основными присутствуют значительные запасы сопутствующих полезных ископаемых.

По оценкам специалистов, для создания геологической основы развития сырьевой базы (это касается всех видов сырья) в ближайшей перспективе около 30% всей территории страны должно быть доизучено. Для проведения системных исследований на хорошей научно-технологической основе, с использованием полученных в последние десятилетия данных геологической науки, необходимы концентрация и эффективная координация финансовых, производственных, научных и управленческих ресурсов государства, а также привлечение академических геологических институтов.

Усиление государственного контроля и непосредственное участие через подведомственные федеральные государственные предприятия в региональном геологическом изучении недр является первоочередной государственной задачей геологической службы страны.

Источник:
М. И. КУЗЬМИН, А. Н. КУЗНЕЦОВА О роли государства в развитии геологической отрасли // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 6, Июнь 2017, C. 64-82
03:31
66
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.