ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Эффективность учреждений культуры в России


Эффективность учреждений культуры в России

Для повышения показателей посещаемости и эффективности работы учреждения культуры поставлены в условия поиска новых нестандартных решений, зависящих от современных тенденций на рынке услуг В этих целях Министерством культуры РФ разрабатываются новые формы регулирования данной сферы, такие как перевод некоторых видов учреждений из репертуарных площадок в проектные, заключение с артистами срочных договоров (были только бессрочные), переход на побилетное финансирование. Ранее государственное задание составлялось исходя из количества мероприятий, теперь ориентир - число обслуженных зрителей.

Приведем мнения по этому поводу наиболее эффективных руководителей учреждений культуры: "Пустой театр - явление противоестественное" (О. П. Табаков) и "Сегодня бурные аплодисменты переходят в дотации" (А. Н. Колотурский, директор Свердловской филармонии).

Проектный вид деятельности более эффективен с точки зрения экономики и оценки конкретных результатов, в отличие от стандартного репертуарного (процессного) подхода к планированию деятельности учреждений культуры. Не случайно и государственный программно-целевой подход, и система распределения грантов основаны на проектном менеджменте. Однако в культуре не всегда можно применять стандартные для любого другого вида бизнеса механизмы оптимизации. Анализ зарубежных и отечественных исследований показал, что не все услуги культуры могут быть полностью отнесены к сфере услуг в классическом понимании. Сфера культуры не может быть выведена на полную самоокупаемость, так как характеризуется нерыночным характером спроса на культурные блага, наличием положительных экстерналий, возникающих в результате культурной деятельности.

Вопрос об эффективности учреждений культуры и их способности быть рентабельными весьма сложен. Традиционные учреждения, подведомственные Министерству культуры РФ (театры, музеи, библиотеки, концертные организации), привлекают много публики, предоставляя живой культурный продукт. По данным Министерства культуры РФ, наиболее эффективные среди оперных театров - многолетние лидеры отрасли - Мариинский и Большой, заполняемость которых не опускается ниже 95%; среди драматических театров одним из лидеров является Вахтанговский, обеспечивший в 2015 г. 515 млн. руб. внебюджетных поступлений, что почти вдвое превышает те средства, которые учредитель выделил театру.

На все 20 федеральных театров министерство в качестве госзадания выделило в 2015 г. около 15 млрд. руб., что составляет около 65% общего бюджета федеральных театров, остальное - их доходы от основной и предпринимательской деятельности, а также спонсорская помощь. Есть и вполне успешные частные театры - например, театр Николая Коляды в Екатеринбурге.

Чем дальше от центра России, тем сложнее выживание учреждений культуры без государственного участия. По данным годового отчета ГАУК НСО "Новосибирская государственная филармония", за 2015 г. объем бюджетного финансирования (заработная плата, налоги и отчисления в фонды, содержание зданий, коммунальные платежи, и т. д.) составил 349 млн. руб., собственные заработанные средства - лишь около 109,5 млн. руб. И это притом, что филармония показала один из самых успешных результатов экономической деятельности среди учреждений культуры Новосибирской области.

Приведем в качестве примера структуру бюджета одного из наиболее масштабных фестивалей в России - "Транссибирского Арт-Фестиваля", который проходит в Новосибирске уже пятый год и пользуется огромной популярностью у горожан. Доходная часть его бюджета формируется на 40 - 60% за счет государства на основе программно-целевого подхода, спонсоров и партнеров - на 30 - 50%, а выручка от продажи билетов на мероприятия составляет всего около 10% бюджета фестиваля. Расходная часть высока из-за внушительных гонораров звезд мировой сцены. Из бюджета Новосибирской области на проведение фестиваля в 2016 г. выделено 40 млн. руб.

В исполнительских искусствах, художественном, да и во многих, завязанных на человеческом таланте, производственные затраты растут быстрее, чем доходы от продаж услуги культуры. Для исполнения концерта струнного квартета, как и сто лет назад, требуется ровно четыре музыканта, актеру на выучивание роли и игру на сцене, а художнику - на то, чтобы нарисовать картину, нужно столько же времени, сколько и раньше. Единственная возможность для мастеров и учреждений культуры компенсировать рост своих затрат - повышение цен на товары и услуги. Но из-за высокой эластичности спроса на искусство рост цен неминуемо приведет к снижению объема продаж и доходов.

Основные проблемы учреждений культуры, особенно в малых городах, - несоответствие предложения услуг современным предпочтениям потребителя, недостаточное владение технологиями менеджмента и очень низкий уровень интеграции в сферу современных медиатехнологий. Причины - низкая популярность профессий и невысокая заработная плата в сфере культуры, отсутствие внимания со стороны местных или региональных властей.

Опыт Европы показывает, что развитие сектора творческой экономики невозможно без взаимодействия с независимыми предпринимателями, малым и средним бизнесом. Например, масштабный проект "Европейская культурная столица" объединяет все направления искусства с участием любой формы учреждений культуры. Кроме того, независимым творцам приходится быть более креативными и смелыми, чем традиционным институтам культуры, находиться на "острие" потребительских предпочтений, не надеясь на перманентное государственное финансирование. Очевидно: чтобы программы в сфере культуры стали востребованными, необходимо думать о том, как постоянно удивлять зрителей, а также "давать больше, чем то, за что они платят".

Творческие индустрии - явление довольно новое и стремительно развивающееся. К ним относят кино, музыку, изобразительные и исполнительские искусства, галерейный бизнес, моду, издательское дело, рекламу, дизайн, архитектуру, компьютерные технологии, производство сувениров, народные промыслы. В экономически развитых странах они являются важным сектором экономики, включены в комплексную систему творчески-интеллектуальной и сервисно-туристической среды, соединяют бизнес-навыки и культурные практики.

В России в официальных источниках также провозглашается тренд развития рынка услуг культуры через креативность, новые технологии и творческие индустрии.

Творческие индустрии, имеющие тенденцию к кластеризации и тяготеющие к проектной форме управления, способны дать положительные эффекты. Синергия всех этих компонентов позволяет формировать устойчивый источник доходов городских бюджетов, а также благоприятный имидж и бренд территорий, обеспечивать занятость и рабочие места. Модернизация услуг культуры может осуществляться через механизмы кластерных технологий, объединяющих частные и государственные учреждения культуры, компании бизнес-среды, представляющие творческие сервисы, с целью создания новых видов комплексных и современных услуг, а также направлений и форм работы с людьми.

По нашему мнению, кластер в сфере культуры - это группа конкурентоспособных учреждений, географически локализованных, объединенных принадлежностью к сфере творческих индустрий, наличием общей инфраструктуры, сети образовательных учреждений, взаимодополняющих друг друга ради общей цели и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний-участников и кластера в целом.

Источник:
А. Н. САПРЫКИНА, И. В. КНЯЗЕВА Дизайн услуг институтов культуры и творческих индустрии // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 7, Июль 2017, C. 89-98
03:23
555
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.