ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Цели экономической безопасности России


Стратегия содержит раздел III - «Цели, основные направления и задачи го­сударственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности». В названном разделе определены следующие основные цели государственной политики:

укрепление экономического суверенитета, т.е. независимости и экономиче­ской защищенности России. Понятно, что при зависимости от импорта высоко­технологичной продукции такая защищенность исключена;

повышение устойчивости отечественной экономики к воздействию внеш­них и внутренних вызовов и угроз;

обеспечение экономического роста, проявляющегося в росте ВВП на душу населения. Заметим, что индекс роста ВВП может быть различным - от мину­сового значения до двухзначного. Фактический рост на уровне плюсового ми­нимума недопустим. В Стратегии экономической безопасности целевая уста­новка по темпам роста отсутствует.

Декларируется необходимость поддержания научно-технического потен­циала развития экономики на мировом уровне. Практически есть среднемиро­вые и региональные значения.

Предусмотрено поддержание потенциала отечественного оборонно-про­мышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военноэкономического обеспечения обороны страны. Предполагается, что при этом реально повышение уровня и улучшение качества жизни населения. Последнее положение также следовало бы конкретизировать. Рост благосостояния декла­рируется постоянно. Но он незначительный, в последние годы имеет место ми­нусовая динамика, что проявляется в относительном ухудшении условий жиз­ни самой малообеспеченной части населения по сравнению с наиболее обеспе­ченной, включая олигархат, интенсивно увеличивающий свои многомиллиард­ные состояния.

Основные направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, названные в Стратегии, включают:

развитие системы государственного управления, прогнозирования, страте­гического планирования в сфере экономики. В такой редакции это направление не является конкретным и в общей форме ни к чему не обязывает. Важным ви­дится признание необходимости стратегического целеполагания, ориентиро­ванного на реализацию норм и положений Конституции РФ, включая норму ст. 7 о социальности государства, предполагающей создание достойных условий жизни граждан. Это может быть гарантировано на основе устойчивого роста реального сектора экономики и невозможно при хронической недооценке фи­нансирования НИОКР, о низких значениях которого уже говорилось.

В Стратегии предусмотрено создание экономических условий для разра­ботки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере.

Однако недооценивается значение нормативно-правового регулирования вер­тикальной интеграции производства, ориентированной на конечный результат.

Акцент на необходимости обеспечения конкурентных преимуществ страны предполагает: устойчивое развитие национальной финансовой системы; сба­лансированное пространственное и региональное развитие Российской Федера­ции, укрепление единства ее экономического пространства. Заметим, что со­держание устойчивого развития финансовой системы не раскрывается.

В реальной действительности дифференциация финансового положения регионов производна от дифференциации уровня их социально-экономическо­го развития, включая различия в темпах роста объема производства и доходах на душу населения. Пока федеративная модель государства имеет ярко выра­женный «перераспределительный» характер, что стратегически неприемлемо.

Предусмотрено повышение эффективности внешнеэкономического сотруд­ничества на базе формирования конкурентных преимуществ экспортно-ориен­тированных секторов экономики. Следует заметить, что и сектора экономики, ориентированные на удовлетворение спроса на внутреннем рынке, необходимо также развивать активнее, повышая их конкурентоспособность относительно зарубежных экспортеров товаров в Россию.

Особенно это относится к продовольствию. Доля импорта продовольствен­ных товаров, по данным Росстата, остается высокой. В условиях применения мер по импортозамещению она постепенно сокращается и на начало 2017 г. составляла 23 против 36% в 2007 г.

В области развития системы государственного управления, планирования и стратегического прогнозирования в сфере экономики в Стратегии предусмот­рено улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельно­сти. При этом названы негативные проявления практики привлечения прямых иностранных инвестиций: деофшоризация национальной экономики; совер­шенствование государственного контроля вложений иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и национальной безопасности.

Предусмотрена не конкретизированная оптимизация регулятивной и нало­говой нагрузки на хозяйствующие субъекты; перечислены совершенствование механизмов бюджетного планирования, контроль в сфере закупок для государ­ственных и муниципальных нужд, повышение эффективности бюджетных рас­ходов, эффективности государственного управления государственными корпо­рациями, государственными компаниями и акционерными обществами с госу­дарственным участием.

Нельзя не обратить внимания на то, что подобное неоднократно деклари­ровалось еще в прошлом десятилетии. Концепция бюджетирования, ориенти­рованного на результат (БОР), практически не реализована. Яркое подтвержде­ние этого - ежегодное присвоение в растущих объемах бюджетных средств представителями бюрократии и олигархии.

В Стратегии определены основные задачи по обеспечению устойчивого роста реального сектора экономики (комплексная модернизация производст­венно-технологической базы отраслей реального сектора экономики, обеспече­ние безопасного уровня технологической независимости национальной эконо­мики; создание и устойчивое развитие ее перспективных высокотехнологичных секторов, стратегически значимых организаций оборонно-промышленного комплекса).

Предусмотрена поддержка высокотехнологичного малого и среднего биз­неса. Пока он крайне плохо кредитуется в связи с высокой ключевой ставкой Банка России - с 16 декабря 2014 г. по 14 июня 2016 г. она изменялась от 17 до 10,5%. Между тем значение ставки ФРС США по состоянию на 16 декабря 2015 г. составляло 0,5%. В условиях высокой ключевой ставки цена кредита для малого и среднего бизнеса оказалась недоступной, как, впрочем, и для крупного бизнеса. Объем средств, находящихся на счетах в банках (так назы­ваемые «зависшие деньги»), с начала 2012 г. до начала 2017 г. возрос с 12,78 трлн. руб. до 24,32 трлн. руб. Велик риск получения и своевременного погаше­ния кредита под высокий процент.

В Стратегии предусмотрено повышение производительности труда, ресурсо- и энергоэффективности производственных процессов, формирование про­изводственных кластеров, являющихся структурными «блоками» обеспечения единства и однонаправленности вертикальной интеграции производства.

Вертикальная интеграция производства объединяет все стадии подготовки производства, непосредственно производства, сбыта продукции и послепро­дажного обслуживания. Горизонтальная интеграция предполагает создание соответствующих производственных систем на определенной территории. В условиях России это относится к моногородам, к такой сфере, как производст­во теплой одежды и обуви для жителей Крайнего Севера, для военнослужащих.

Реально возможны приближенные к потребителю производственно-сбытовые комплексы в обеспечении населения продовольствием. Стратегия предусмат­ривает более активное развитие территорий, для производства на которых дол­жен быть установлен льготный режим осуществления промышленно-производ­ственной и технико-внедренческой деятельности.

Намечается: создание стратегических запасов государственных материаль­ных резервов и мощностей, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации. Ясно, однако, что чем актив­нее будет эта деятельность, тем выше будет риск сдерживания роста уровня жизни населения; расширение использования производственно-технологиче­ского и инновационного потенциалов организаций оборонно-промышленного комплекса для развития производства продукции гражданского назначения.

Источник:
А. Селезнев О СОДЕРЖАНИИ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ // Экономист. 2017. № 7
Читайте также:
Понятие государственного материального резерва и принципы формирования, финансирования, хранения и использования.
Создаваемая столетиями российская система государственного резерва накопила огромные материальные ценности и является важнейшим инструментом влияния государства на развитие национальной экономики.
04:17
1523
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.