ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Угрозы экономической безопасности России


В развитие положений федеральных законов от 28 декабря 2010 г. No 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. No 172-ФЗ «О страте­гическом планировании в Российской Федерации» 13 мая 2017 г. был принят Указ Президента РФ N 208 «О Стратегии экономической безопасности Рос­сийской Федерации на период до 2030 года». Стратегия утверждена указом, Правительству РФ поручается реализация адекватных мер, включая монито­ринг и оценку состояния экономической безопасности России, контроль за реа­лизацией Стратегии. Рассмотрим ее основные положения.

В первом ее разделе — «Общие положения» - определены вызовы и угрозы экономической безопасности России, цели, основные задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, направленность Стратегии на консолидацию усилий федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области экономической безопас­ности. В этом плане предстоят масштабные меры по выравниванию уровней социально-экономического развития регионов страны. Поэтому требуют дета­лизации правовые акты об экономическом содержании федерализма, включая бюджетный. Кстати, в Бюджетном кодексе РФ нет даже понятия «бюджетный федерализм».

В Стратегии названы и конкретизированы основные понятия, отражающие ее содержание: «экономическая безопасность», «экономический суверенитет России», «национальные интересы», «угроза экономической безопасности», «вызовы экономической безопасности», «риск в области экономической безо­пасности», «обеспечение экономической безопасности».

Второй раздел названного акта содержит формулирование основных вызо­вов и угроз экономической безопасности. Констатируется проявление объек­тивных признаков разрушения однополярного мира, перехода к многополярно­сти, нарастания геополитической нестабильности, неустойчивости развития мировой экономики, обострения глобальной конкуренции. Все это сопровож­дается существенными изменениями в области международного права, в воен­но-политической и экономической областях, расширением тенденции распро­странения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характе­ра. Примером является ресурсная и политическая поддержка рядом арабских стран политики США на Ближнем Востоке, в Африке.

К основным вызовам и угрозам экономической безопасности в Стратегии отнесены:

стремление развитых стран использовать свои экономические преимущест­ва (применение высоких технологий, включая информационные, в качестве инструмента глобальной конкуренции);

активизация действия факторов, усиливающих структурные дисбалансы в мировой экономике и финансовой системе. В частности, учитывается рост внешней корпоративной задолженности по сравнению с ростом внешнего го­сударственного долга, более быстрый рост внешнего государственного долга по сравнению с ростом ВВП и международных резервов;

применение дискриминационных мер в отношении ключевых секторов эко­номики России, внешние экономические санкции (в том числе по импорту то­варов, производимых в недостаточном объеме);

ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям. Ранее названы подобные санкции ЕБРР;

трансформация старых, организация и активизация деятельности вновь со­здаваемых межгосударственных экономических образований и блоков без уча­стия России;

повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов России, вблизи ее границ. Речь идет о тревожной активизации действий НАТО вдоль границ с Россией (Польша, страны Балтии).

Создаются приграничные «точки опоры» для потенциально агрессивных образований НАТО. Это дикту­ет необходимость роста расходов на повышение обороноспособности страны, что четко прослеживается в бюджетной политике России. Вопреки рекомендациям приближенных к органам власти экономистов, участвовавших в обосновании Стратегии, необходимо повышать долю расхо­дов федерального бюджета в объеме ВВП, а также долю расходов на НИОКР.

В Стратегии отмечается отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики и наиболее сильных конкурен­тов мирового масштаба. Наиболее крупными компаниями остаются нефтегазо­вые. В структуре долларовых доходов от экспорта нефти странами мира Россия занимает второе место (10,9%). Первое место принадлежит Саудовской Аравии (20,1%). Подобный показатель в экономике России остается труднодостижи­мым для несырьевого сектора.

В Стратегии далеко не первый раз декларируется высокий уровень крими­нализации и коррупции в экономической сфере, что снижает уровень экономи­ческой безопасности. Аналогично констатируются низкие темпы экономиче­ского роста, ограниченность доступа к устойчивым долгосрочным источникам финансовых ресурсов. Признается неравномерность пространственного разви­тия Российской Федерации, дифференциация регионов и муниципальных обра­зований по уровню и темпам социально-экономического развития; установле­ние избыточных требований в области экологической безопасности. По данно­му вопросу необходимы уточнения.

Трудно назвать избыточными требования в области экологической безо­пасности, связанные с наведением порядка в сфере утилизации жизненно опас­ных бытовых отходов и отходов производств, связанных с применением ста­рых материалоемких технологий. Аналогично нельзя считать избыточным рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления различных благ.

В президентском правовом акте признано существенное снижение качест­ва и доступности образования, медицинской помощи, качества человеческого потенциала.

Намечается более активное реагирование на международную кон­куренцию за кадры высшей квалификации. В настоящее время наиболее спо­собные работники становятся эмигрантами, вынуждены зарабатывать за рубе­жом. Утечка кадров не может не сдерживать инновационные процессы. В то же время декларируется необходимость привлечения зарубежных специалистов высокой квалификации с обещаниями высокого уровня оплаты труда.

К сожалению, в Стратегии не предусмотрено назревшее радикальное со­вершенствование организации и оплаты высокорезультативного труда, особен­но специалистов высшей квалификации, в том числе на базе сокращения дохо­дов бюрократии крупных компаний, введения налога на сверхдоходы, опреде­ления уровня не только минимального, но и максимального заработка.

Источник:
А. Селезнев О СОДЕРЖАНИИ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ // Экономист. 2017. № 7
04:03
1178
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.