ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Сомнительная польза от дополнительного образования


В литературе, посвященной автоматизации выполнения рутинных задач (см., например: Autor et al., 2003), в случае сравнительно небольшого роста спроса на квалифицированный труд последний скорее всего все же можно удовлетворить за счет миграции индивидов из сегмента, где выполняются менее сложные задачи. Этот результат, однако, может показаться сомнительным. Между знаниями, необходимыми для выполнения простых или рутинных задач, и навыками, требующимися для выполнения сложных операций, может быть довольно большая дистанция, для преодоления которой потребуются долгие годы образования. Кроме того, навыки в получении такого образования могут существенно отличаться для индивидов, привыкших выполнять простую и сложную работу, что сделает получение необходимых знаний для первых еще более сложным.

Поэтому часто встречающиеся рекомендации о переобучении теряющих работу индивидов (IMF, 2012) могут дать ограниченный эффект: обучение сложным профессиям тех, кто привык выполнять сравнительно простую работу, окажется слишком продолжительным и затратным. На это обстоятельство указывают Дж. Хекман и П. Карнейро (Heckman, Carneiro, 2003), утверждая, что долгосрочный уровень дохода домохозяйства больше влияет на возможность получения индивидом человеческого капитала, чем уровень дохода в годы, когда наступает время получить высшее образование. Иными словами, недостаточность средств для учебы в колледже играет роль, но это ограничение активно лишь для небольшой части индивидов, так как большая часть студентов так или иначе находит способ финансировать свое обучение. Намного более важную роль играют когнитивные и некогнитивные навыки, формирующиеся у индивида в детстве под влиянием среды, в которой он растет. В бедных домохозяйствах возможность формирования когнитивных навыков, необходимых для получения высшего образования, заметно ниже, чем в более состоятельных семьях. Вполне вероятно, что распределение способностей среди когорты маленьких детей под влиянием семьи, школы, знакомств и прочих факторов образования и социальной среды с годами трансформируется в другое распределение способностей, в большей или меньшей мере пригодных для получения высшего образования.

Способности дают более высокие возможности для обучения, которое позволяет дальше тренировать способности, а те, в свою очередь, позволяют учиться на еще более высоком уровне. В результате образование и социальная среда определяют уровень знаний, социальных навыков и способностей, которыми обладает индивид к некоторому возрасту. Образование и способности воздействуют друг на друга и динамически комплементарны, поэтому дефицит образования и способностей на предшествующей ступени затрудняют получение образования более сложного уровня впоследствии. В случае дефицита способностей и навыков, полученных на более ранних этапах развития, цепь из дополняющих друг друга знаний с высокой вероятностью будет прервана, и получение следующего образования становится затруднительным. Поэтому увеличение предложения позднего - специального, университетского и постуниверситетского - образования, а также программ переобучения потерявших работу индивидов, может быть малоэффективным: входные требования для получения этого образования могут оказаться слишком высокими для тех, на кого эти программы в первую очередь рассчитаны.

Последнее предположение подтверждается некоторыми эмпирическими результатами. В частности, Хекман и Карнейро указывают на то, что выходцы из состоятельных семей пользуются дополнительными возможностями получения образования, предоставляемыми государственными программами, как минимум так же часто, как и студенты из бедных домохозяйств (Heckman, Carneiro, 2003). Бесплатными интернет-курсами, цель которых увеличить доступ к высшему образованию и сократить образовательное неравенство, чаще пользуются выходцы из состоятельных, а не бедных слоев общества (Hansen, Reich, 2015). В докладе OECD (2015) указывается, что подростки из богатых и бедных стран/семей используют Интернет для разных целей: если молодые люди из состоятельных домохозяйств проводят время онлайн для чтения новостей и получения знаний, то в менее состоятельных семьях подростки используют сеть для игр и общения. В результате Интернет, вместо того чтобы сокращать образовательный разрыв между бедными и богатыми, может только усугубить эту проблему, так как бедные индивиды проводят там свое время не за самым полезным с точки зрения получения знаний занятием.

Наиболее эффективна, таким образом, концентрация поддержки в получении образования, когнитивных и некогнитивных навыков на ранних этапах развития. Следует обратить внимание на то, что динамическая комплементарность в обучении согласуется с измерением человеческого капитала при помощи баллов за тесты PISA. Действительно, недостаточные усилия в обучении на ранних стадиях развития приводят к низкому развитию когнитивных навыков, что затрудняет дальнейшее обучение. Этот результат с меньшей вероятностью можно измерить при помощи такого показателя, как число лет образования, зато гораздо проще определить при помощи межстрановых сравнений на основе баллов за международные тесты.

Источник:
И. Любимов От человеческого капитала к экономическому росту: прямая дорога или долгое блуждание по лабиринту? // Вопросы экономики, № 8, Август 2017, C. 5-23
16:00
428
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.