ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Измерение человеческого капитала


Продолжительное время экономисты использовали переменные, хотя и тесно связанные с образованием, но напрямую не отражающие его распространение, полагая, что эти переменные довольно сильно коррелируют с размером полученных знаний. Например, в работе Притчетта (Pritchett, 2006) наряду с другими переменными в качестве такого показателя используется среднее число лет образования. Этот показатель, вероятно, позволяет отличить заметно отстающие с точки зрения уровня образования страны от более благополучных. В частности, по данным Программы развития ООН, в 2013 г. среднее число лет образования в Гамбии составляло 3,3 года, а в Ирландии достигло 12,3 года. Очевидно, даже если предположить, что качество образования в Ирландии низкое, а в Гамбии - высокое, что едва ли соответствует действительности, за 3,3 года ученик может узнать лишь программу начальной школы, научившись читать, писать и считать, а за 12,3 года он имеет неплохие шансы освоить программу средней школы, в той или иной мере ознакомившись с алгеброй, геометрией, естественными науками, иностранными языками и другими дисциплинами. Когда речь идет о такой большой разнице в количестве лет образования, различие в уровнях человеческого капитала в двух странах скорее всего будет заметным. В подобных случаях количество лет образования может сравнительно точно отражать межстрановые различия в размере человеческого капитала.

Однако если мы используем другую пару стран, например Нидерланды и Румынию, на жителей которых в 2015 г. в среднем приходилось соответственно 11,9 и 10,8 года образования, то этот показатель, вероятно, утрачивает свою надежность: 11,9 и 10,8 - довольно близкие временные периоды, и в таком случае главную роль для накопления человеческого капитала начинает играть их содержательное наполнение. Одинаковый ли размер знаний получают румынские и голландские ученики за это время? Если продолжать верить в точность показателя среднего числа лет образования, то ответ на этот вопрос будет утвердительным, ведь в Нидерландах учатся всего на 13 месяцев дольше, чем в Румынии. Однако если допустить, что содержательно время, проведенное в голландской и румынской школах, существенно различается, то среднее число лет образования становится малоинформативным показателем. В таком случае необходимо найти другую переменную, при помощи которой можно измерить знания румынских и голландских учеников, полученные на близких временных горизонтах, и сравнить их.

Для измерения размера человеческого капитала Э. Ханушек и Л. Весман вместо среднего числа лет образования предлагают использовать баллы по международному тесту PISA, который ОЭСР проводит каждые три года среди школьников, достигших 15-летнего возраста. В соответствии с результатами одного из раундов этого теста, проведенного в 2012 г., средний балл по математике среди школьников из Нидерландов составляет 523, а румынские школьники смогли набрать 445 баллов. Не лучше обстоят дела с различием в достижениях школьников из двух стран в еще одной категории, включенной в тест, - компетентности в науках: преимущество голландских школьников над румынскими составляет соответственно 522 балла против 439. Если доверять результатам этого теста, то к 15 годам учащиеся из Румынии могут использовать полученные ими знания гораздо хуже своих голландских сверстников. Как уже отмечалось выше, такой вывод едва ли можно получить на основании разницы между средним количеством лет образования в двух странах.

Ханушек и Весман показывают, что баллы за международные тесты гораздо лучше объясняют последующие темпы экономического роста, чем различия в количестве лет образования. Эта разница отражена на рисунке. В левой части рисунка авторы указывают на ассоциативную связь между, с одной стороны, остатками регрессии среднего темпа роста подушевого ВВП в 1960-2000 гг. на уровень подушевого ВВП в 1960 г. и, с другой стороны, остатками регрессии числа лет обучения в 1960 г. на уровень ВВП на душу населения в том же году. Подушевой уровень начального ВВП принимается во внимание ради учета эффекта конвергенции. В правой части рисунка переменные построены похожим образом, только вместо условных лет обучения в качестве меры человеческого капитала используются условные баллы за международные тесты. Нетрудно заметить, что в левой части рисунка страны рассеяны вдоль линии регрессии гораздо больше, чем в правой. Это указывает на более сильную ассоциативную связь между темпами роста экономики и человеческим капиталом, если последний измеряется при помощи баллов по международным тестам. Однако баллы за стандартизированные международные тесты также несовершенный способ измерения запаса человеческого капитала. В производственных секторах человеческий капитал выражается в знании того, как создавать "технологичные" товары. Многие современные товары сложны, и знания о том, как их производить, могут храниться в больших сетевых структурах, включающих конструкторов, ученых, инженеров, менеджеров и пр., часто располагающихся в разных странах. Без подключения к этим сетевым структурам, внутри которых происходит обмен знаниями и передача ноу-хау, хорошее школьное образование, даже дополненное качественным университетским образованием, может оказаться недостаточным для получения того уровня человеческого капитала, который необходим для выпуска технологичных товаров. С. Идальго предлагает для измерения уровня знаний использовать данные по экспорту, так как экспорт служит отражением того, что умеет производить та или иная экономика (Hidalgo, 2015). Последний рецепт, однако, также может приводить к искаженным оценкам: уровень детализации данных по экспорту стран достаточно высок, однако уровень детализации данных по добавленной стоимости в экспорте товара, приходящейся на некоторую страну, гораздо ниже. Поэтому в настоящее время невозможно на достаточно детальном уровне определить, какая доля в добавленной стоимости некоторого экспортируемого товара, например технического устройства, приходится на ту или иную страну. Это устройство изготавливается в рассматриваемой экономике или лишь там собирается из импортированных деталей и блоков? Данные пока позволяют сделать декомпозицию добавленной стоимости на уровне лишь нескольких десятков агрегированных отраслей. Поэтому поиск переменной для измерения запаса человеческого капитала, скорее всего, будет продолжен.

Можем ли мы утверждать, что именно из-за проблем с измерением уровня человеческого капитала этот показатель слабо влияет на темпы экономического роста? Да, но это лишь часть ответа. Как отмечают Ханушек и Весман, страны Восточной Европы, бывшие участники социалистического блока - Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Эстония - имеют уровни запаса человеческого капитала, измеренного при помощи баллов за международные тесты по математике и естественным наукам, сравнительно близкие к уровням стран Западной Европы, Скандинавии, Австралии, Канады, Новой Зеландии и США. Однако после 2008 г. страны Восточной Европы, будучи заметно менее состоятельными, чем экономики, входящие во вторую группу стран, все медленнее приближаются к уровню развития последних. Вполне вероятно, что такой результат становится следствием низкой способности восточноевропейских стран накопить или правильно использовать ноу-хау, необходимые для производства и экспорта технологичных товаров. Для этого требуются дополнительные усилия, воздействующие на другие факторы экономического роста.

Источник:
И. Любимов От человеческого капитала к экономическому росту: прямая дорога или долгое блуждание по лабиринту? // Вопросы экономики, № 8, Август 2017, C. 5-23
Читайте также:
В инновационной экономике, основанной на изобретательстве и творческой выдумке, главную роль играет человеческий потенциал, развитие которого считается первоочередной задачей.
Состояние здоровья российских граждан, в том числе экономически активного населения, вызывает в последние годы все большую обеспокоенность.
Негативными инвестициями в капитал здоровья принято называть сознательные действия людей, которые наносят вред их здоровью, то есть потребление крепких спиртных напитков, курение, пристрастие к наркотикам, а также отказ от занятий физкультурой.
Представления о значении разных факторов производства менялись по мере усложнения экономического развития.
15:43
166
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.