ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Правовое регулирование физической культуры и спорта в России


А.В. Юрковский

О ПРОБЕЛАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ

В предлагаемой публикации осуществляется попытка рассмотреть этимологические, общетеоретические и отраслевые проблемы и пробелы правового регулирования в российском законодательстве о физической культуре и спорте. Предлагается авторская интерпретация констатируемых проблем и пробелов правового регулирования.

Ключевые слова: регулирование, позитивное право, правовое регулирование, конституционно-правовое регулирование, государство, система права, физическая культура, спорт, общеобязательное поведение, упорядочение, порядок.

A.V. Yurkovsky

GAPS OF LEGAL REGULATION IN THE LAW ON PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

In the proposed publication is an attempt to consider the etymological, theoretical and industrial problems and gaps of legal regulation in the Russian legislation on physical culture and sports. Offers the author's interpretation of identifiable problems and gaps of legal regulation.

Keywords: regulation, positive law, legal regulation, constitutional regulation, the state, law, physical culture, sport, compulsory behavior, regulation, fine.

Ключевым обстоятельством, вокруг которого складываются социальные отношения, называемые физической культурой и спортом, является естественное, соматическое право именуемое здоровьем. Именно здоровье, его состояние, фигурирует в разряде основных прав каждого человека. Именно для обеспечения состояния здоровья осуществляются занятия физическим воспитанием и спортом. Сформулированный постулат является общепризнанным в соответствии со ст. 1 Международной хартии физического воспитания и спорта, принятой в 1978 году, Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Международная хартия провозглашает важнейшее установление, согласно которому «эффективное осуществление прав человека зависит в значительной степени от возможности каждого мужчины и каждой женщины свободно развивать и сохранять свои физические, интеллектуальные и нравственные способности и что в соответствии с этим доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован». Статья 9 хартии устанавливает, что «государственные органы на всех уровнях и специализированные неправительственные организации должны содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту, воспитательное значение которых является вполне очевидным. Их участие должно заключаться в проведении в жизнь законов и постановлений, обеспечении материальной поддержки и принятии всех других мер поощрении, стимулирования и контроля» [1].

Состояние правового регулирования в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации в современный период, нельзя назвать неудовлетворительным с одной стороны, но и трудно назвать удовлетворительным, с другой стороны.

С точки зрения правового внимания к вопросам физической культуры и спорта, по нашему мнению, можно использовать оценку «достаточно» или «не мало». В подтверждение данного вывода можно представить теоретические и прикладные исследования вопросов правового регулирования физической культуры и спорта, систематизации законодательства о физической культуре и спорта следующих представителей отечественной правовой науки: Ануфреевой Л.П., Братановского С.Н., Ищенко С.А., Камаева И.А., Рогачева Д.И., Уварова В.Н.

О наличии определенного юридического внимания вопросам физической культуры и спорта утверждают, также и специалисты в сферы физической культуры и спорта, среди которых выделяются труды Бахраха Д. Н., Виноградова П.А., Ворсина E.H., Гусева К.Н., Гуськова С.И., Кузина В.В., Матвеева Т.Д., Филиппова С.С., и др.

Однако, перечисленные исследователи правового регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта выделяют значительное количество проблем, связанных с практикой применения права и пробелов в законодательстве.

Основываясь на эмпирическом материале, представленном перечисленными деятелями науки, а также используя непосредственно эмпирический материал из действующей материи позитивного права можно выделить наиболее значимые проблемы и пробелы правового регулирования.

В результате проведенного анализа законодательства о физической культуре и спорте и источников научной литературы был выявлен целый ряд проблем и пробелов правового регулирования. Следует отметить, что контекст предложенного исследования не позволяет говорить о широкомасштабном и всестороннем охвате рассматриваемой проблематики.

Назовем, самые значительные, по нашему мнению, проблем и пробелов правового регулирования, которые могут быть подразделены на следующие группы:

– проблемы систематизации законодательства о физической культуре и спорте;

– проблемы конституционно-правового свойства;

– проблемы разграничения организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта с организациями, оказывающими дополнительные услуги в сфере физической культуры и спорта;

– проблемы разграничения организаций, осуществляющих деятельность в сфере изической культуры и спорта с организациями, оказывающими дополнительные услуги в сфере физической культуры и спорта;

– проблемы правовой экспертизы нормативных правовых актов физкультурно-спортивных организаций;

– проблемы государственного контроля (надзора) за деятельностью физкультурно-спортивных организаций;

– проблемы юридической ответственности в законодательстве о физической культуре и спорте;

– проблемы профилактики коррупции в спорте.

Попытаемся привести доводы по каждой из перечисленных групп проблем.

Проблемы систематизации законодательства о физической культуре и спорте.

Существующая нормативная правовая база физической культуры и спорта, как представляется, с одной стороны не в полной мере соответствует современным потребностям развития отечественной физической культуры и спорта. С другой стороны, сложность организационной структуры современного спортивного движения, взаимодействие различных соционормативных регуляторов в физкультурно-спортивной сфере общественных отношений также актуализует проблему совершенствования законодательства в сфере физической культуры и спорта [2, с. 2].

Правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации рассредоточены в различных источниках права, имеющих специфические отраслевые признаки. Впервые попытка систематизировать различные сферы правового регулирования и определить основные принципы законодательства о физической культуре и спорте была предпринята Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации«.

Проблемы конституционно-правового свойства.

1. Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер минимальной оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». В статье 41 записано, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта…» (Конституция Российской Федерации; ст.37 ч.5; ст.43 ч.1,4. М.: Юридическая литература, 1993).

2. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации« определяет дефиниции понятий «физическая культура» и «спорт».

Согласно закону, физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

В свою очередь, спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним.

Вместе с тем, ни в цитируемых источниках права, ни в других источниках права, подвергавшихся юридическому анализу, не было обнаружено параметров или показателей оптимального состояния здоровья, параметров и показателей угроз состоянию здоровья, обстоятельств, параметров и показателей благотворного влияния физической культуры и спорта на состояние здоровья.

Проблемы разграничения организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта с организациями, оказывающими дополнительные услуги в сфере физической культуры и спорта.

Развитие инфраструктуры коммерческих организации, предоставляющих здания, сооружения, участки недвижимого имущества, инвентарь, оборудование и другие бизнес активы для удовлетворения потребностей участников рынка в сфере физической культуры и спорта растет от года к году. С экономической точки зрения, данный факт свидетельствует о росте спроса на соответствующие услуги, а с социологической точки зрения – это свидетельство вовлечения значительного количества участников общественных отношений в рассматриваемую область социального взаимодействия.

Однако, с юридической точки зрения остро стоит вопрос о том, что организации, оказывающие физкультурно-спортивные услуги (деятельность которых непосредственно связана с организацией физической культуры и спорта) и организации оказывающие дополнительные услуги в сфере физической культуры и спорта – это не одинаковые по своему правовому статусу организации (субъекты правовых отношений).

Очевидно, что подавляющее большинство залов для занятий спортом, так называемых спортивных сооружений и разного рода фитнес центров, к организации занятий физической культурой и спортом никакого отношения не имеют. Данные хозяйствующие субъекты, выступают своего рода посредниками, между лицами, имеющими желание заниматься физической культурой или спортом, платить за это деньги и лицами осуществляющими, так называемую тренерскую деятельность. Проверять контролировать качество тренерских услуг, данные субъекты не только не хотят в силу экономической целесообразности, но и не имеют право, с точки зрения действующего законодательства.

Проблемы правовой экспертизы нормативных правовых актов физкультурно-спортивных организаций.

Виды спорта, их количественный и качественный состав, с точки зрения действующего законодательства – это величина относительная. Прозвучавшая в законодательстве дефиниция физической культуры как совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, а спорта как составной части физической культуры есть лишь свидетельство реализации законных интересов человека и гражданина. Поэтому нормативно-правовое регулирование отдельных видов спорта, осуществляемое по сути общественными организациями – это самостоятельный вопрос, представляющий для юриспруденции совокупность значительного количества проблемных вопросов. Например, на сегодняшний день нет четкого ответа на вопрос, являются ли локальные акуты спортивных организаций источниками права. Кроме, того, не выстроено четкого позиционирования построения предписаний рассматриваемых актов в качестве общеобязательных. Отсутствуют методики правовой экспертизы соответствующих проявлений нормотворчества. Отсутствует система обмена информацией о качестве данных социальных норм. Существует и множество других стратегически-проблемных вопросов.

Кроме, того, вызывает множество вопросов правового регулирования отношений физической культуры и спорта, с точки зрения федеративного способа государственного устройства [4] и роли Субъектов Федерации в этом сегменте правового регулирования [5, 6].

Проблемы государственного контроля (надзора) за деятельностью физкультурно-спортивных организаций.

Вопрос о юридико-организационных, процессуальных и юридико-технических проблемах законодательства о физической культуре и спорте, порождает за собой проблемные вопросы об организации и налаживании эффективного государственного контроля (надзора) за деятельностью физкультурно-спортивных организаций.

В данном контексте можно выделить весь спектр проблем, которые рассматриваются в науке государственного управления, в науке о государственном контроле и надзоре.

Очевидно, что неопределенность правового регулирования, влечет за собой высокий уровень латентности нарушений как законодательства вообще, так и законодательства о физической культуре и спорте, в частности.

Проблемы юридической ответственности в законодательстве о физической культуре и спорте.

Логика вскрытия проблем и пробелов законодательства о физической культуре и спорте, очевидно предполагает и констатацию проблем юридической ответственности. Данный вопрос, по нашему мнению, является одним из наиболее проблематичных и наименее разработанных в отечественной юридической науке.

Очевидно, что можно отдельно вести речь об ответственности в сфере предпринимательской деятельности, которая имманентна деятельности в сфере физической культуры и спорта [7, с.12].

Равнозначно можно вести речь об ответственности в сфере налогообложения [10, с.12], в силу латентного характера различных нарушений налогового законодательства организациями, оказывающими дополнительные услуги в сфере физической культуры и спорта.

Констатирую специфику спортивного законодательства, полагаем уместным вести речь о специализированном виде юридической ответственности [8, с.21-27], об ответственности за нарушение законодательства о физической культуре и спорте, как проявлении административной ответственности с одной стороны, и о спортивной юридической ответственности, в контексте применения мер государственного принуждения [9, с.90-109] в отношениях физической культуры и спорта, с дугой стороны.

Проблемы профилактики коррупции в спорте

Тема коррупции в спорте на сегодняшний день находится в центре внимания всего мира. Ежедневно в новостных лентах мы можем увидеть сообщения о различных махинациях, оказывающих, несомненно, крайне негативное воздействие на репутацию «духа спортивного соперничества».

Так отдельные виды спорта уже на протяжении многих лет тянут за собой шлейф сомнительных судейских решений, абсурдных действий спортсменов и разговоров о тотальной «продаже» матчей. На сегодняшний день коррупция наиболее крепко въелась в такие виды спорта, как: теннис, футбол, баскетбол, единоборства [2, с.198-201].

Очевидно, что здоровье и его охрана, представляют собой универсальную ценность, подлежащую правовой оценке, признанию и регулированию [5, с.171-175].

Попадая в сферу правового регулирования, физическая культура и спорт подвергаются коррупционным рискам. Можно говорить о том, что, коррупция является незаконным, противоправным, общественно-опасным деянием, проявляющемся в сфере экономики, политики, социальной и целом ряде других областей или государственного управления, за которое нормативно-правовыми актами установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность [12, с.64].

Вместе с тем, антикоррупционная политика в сфере о физической культуры и спорта, в Российской Федерации включает различные мероприятия, которые направлены на уменьшение проявлений коррупции.

Можно выделить следующие направления противодействия коррупции в сфере физической культуры и спорта:

1. Повышение эффективности механизмов урегулирования конфликта интересов, обеспечения соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими ограничений, запретов и принципов служебного поведения в связи с исполнением должностных обязанностей, а также ответственности за их нарушение в преломлении к осуществлению указанными лицами контрольно-надзорных функций в сфере физической культуры и спорта.

2. Выявление и систематизация причин и условий проявления коррупции в деятельности ведомств, так или иначе, осуществляющих функции, затрагивающие физкультурно-спортивную проблематику общественных отношений; мониторинг коррупционных рисков и их устранение.

3. Взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с Открытым Правительством, институтами гражданского общества, представителями спортивной общественности и гражданами; обеспечения доступности информации о нарушениях законодательства о физической культуре и спорте.

4. Проведения совещаний с руководителями кадровых служб и руководителями подразделений кадровых служб ответственными за проведение профилактики коррупционных и иных правонарушений по вопросам организации исполнения положений законодательства РФ о физической культуре и спорте.

Результативным звеном государственного аппарата, способным выявлять коррупционные риски в российском законодательстве и в практике его применения в сфере физической культуры и спорта является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Генеральная прокуратура Российской Федерации - наиболее адаптированный элемент государственного аппарата в сфере выявления правовых потребностей общества. Именно прокуратура способна наиболее профессионально вести учет обращений граждан и организаций, выражающих собственные правовые потребности, выявлять недостатки практики правоприменительной деятельности и экспертно давать оценку эффективности действующего законодательства [13, с. 6].

Список использованной литературы

1. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для студентов вузов / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 671 с.

2. Арсеньев С.А. Антикоррупционная политика в сфере физической культуры и спорта // В сборнике: Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности. Материалы межвузовской научной студенческой конференции. – 2016. – С. 198-201.

3. Чесноков А. Н. Российское законодательство о физической культуре и спорте: история и современность: Автореф. дис. ... кандидат юридических наук. – Москва. – 2007. С. 2.

4. Арзуманов И.А., Шишкин С.И. Комплексное развитие территорий: правовые основы понятийного анализа / И.А. Арзуманов, С.И. Шишкин. – Иркутск: ИГУ. – 2015.

5. Арзуманов И.А., Шишкин С.И. Программы комплексного развития территорий в Российской Федерации: правовое регулирование и практика реализации. учебное пособие в 3 частях. Часть 1: Комплексное развитие территорий: правовые основы понятийного анализа / А. Арзуманов, С.И. Шишкин. – Иркутск: ИГУ. – 2015.

6. Арзуманов И.А., Личичан О.П. Программы комплексного развития территорий в Российской Федерации: правовое регулирование и практика реализации. учебное пособие в 3 частях. Часть 2: Социально-экономическое развитие территорий как фактор стратегического планирования / И.А. Арзуманов, О.П. Личичан. – Иркутск: ИГУ. – 2016.

7. Ганусенко И.В. К вопросу о соотношении понятий «предпринимательская» и «промысловая» деятельность в отечественном праве / И. В. Ганусенко // Сибирский юридический вестник. – 2008. – № 3. – С. 12-18.

8. Бакарджиев Я.В., Кузьмин И.А. Концепции двуединого понимания юридической ответственности: авторские подходы / Я.В. Бакарджиев, И.А. Кузьмин // Вестник Омского университета. Серия: Право. – 2016. – № 2 (47). – С. 21-27.

9. Кузьмин И.А. Категория «юридическая ответственность» и «наказание» в общей теории права / И.А. Кузьмин // Вопросы правоведения. –2016. – № 1. – С. 90-109.

10. Ганусенко И. В. Учение о налоге на предпринимательскую деятельность в русской юриспруденции XIX- начала ХХ вв. / И. В. Ганусенко // Сибирский юридический вестник. – 2012. – № 1. – С. 12-17.

11. Юрковский А. В. Основные подходы к определению ценностей в правовой аксиологии / А.В. Юрковский // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2016. – С. 171-175.

12. Юрковский, А. В. Правовые основы противодействия коррупции: учебное пособие / А. В. Юрковский, К. Н. Евдокимов, В. М. Деревскова. – Иркутск, Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ. – 2012.

13. Юрковский А. В. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ. – 2014.

Информация об авторе

Юрковский Алексей Владимирович – заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент, Иркутский юридический институт (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ, г. Иркутск, ул. Шевцова, 1, e-mail: avyurkovsky@mail.ru.

Author

Yurkovskiy Alexey Vladimirovich – head of the Department of State and Legal Disciplines, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Irkutsk Institute of Law (branch) of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Irkutsk, ul. Shevtsova, 1, e-mail: avyurkovsky@mail.ru.

Источник:
Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 293 с
Читайте также:
Решили заняться спортом и приобщиться к усиленным нагрузкам, чтобы привести своё тело в порядок и нарастить мышечную массу?
В жизни любой современной организации, вне зависимости от рода ее деятельности или правового статуса, значимую роль играет ее юридическое подразделение.
14:45
762
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.