ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Работа по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях


В.Г. Савватеева

МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье представляется эффективная система оздоровления детей в условиях дошкольных учреждений, указана необходимость тесной связи и согласованности специалистов, педагогов, медиков, психологов, чья работа направлена на процесс сохранения и укрепления здоровья детей.

Ключевые слова: дошкольники, коррекция, профилактика, состояние здоровья, дошкольные учреждения.

V.G. Savvateeva

THE MODEL OF EFFECTIVE WORK ON IMPROVEMENT OF CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article appears effective system of rehabilitation of children in a preschool, indicated the need for close communication and consistency professionals, teachers, doctors, psychologists whose work is focused on the process of preserving and strengthening the health of children.

Keywords: preschool children, correction, prevention, health, pre-school institutions.

В современных социально-экономических условиях приоритетным направлением деятельности в дошкольных учреждениях является организация оздоровительной и коррекционно-профилактической работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей. Для успешного развития дошкольника необходимым условием является его психическое и физическое здоровье [1]. Для этого осуществляется организация единого образовательного пространства «педагоги – медики – родители – ребёнок», в которой ребёнок занимает центральное ключевое место.

На рисунке 1 представлена модель эффективной оздоровительной работы с детьми в рамках работы детских дошкольных образовательных учреждениях.

Одним из важнейших условий успешного взаимодействия деятельности педагогов, психологов, инструкторов по физическому воспитанию, медиков и родителей является тесная взаимосвязь и согласованность их деятельности и комплексное решение поставленных задач:

1. Создание оптимальных условий, обеспечивающих эффективное физическое и психофизическое развитие детей.

2. Направленность образовательного процесса на полноценное физическое и психическое развитие детей, на повышение адаптационных возможностей организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

3. Приобщение к основам здорового образа жизни и освоению культуры двигательных действий.

4. Организация своевременного, комплексного контроля состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности и психологического состояния.

5. Внедрение инновационных оздоровительных технологий для привлечения новых научных достижений в области оздоровления детей.

6. Повышение уровня квалификации педагогов.

7. Привлечение семьи для совместного решения и индивидуализации задач оздоровления и физического развития детей.

Создание оптимальных условий, обеспечивающих эффективное физическое и психофизическое развитие детей, включает в себя создание развивающей социальной и предметно-пространственной среды [2]. Для этого необходимо привлечение квалифицированных специалистов по оздоровлению детей, создание оптимальной материально-технической базы, формированию чёткого и грамотного методического сопровождения по организации осуществляемого процесса.

Направленность образовательного процесса на полноценное физическое и психическое развитие детей, на повышение адаптационных возможностей организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды должна осуществляться с учётом индивидуального состояния здоровья ребёнка, уровня его физического развития и физической подготовленности [4, 5].

Процесс индивидуализации заключается в формировании групп с определёнными отклонениями здоровья, организации с ними коррекционной работы. Это могут быть группы с нарушениями состояния опорно-двигательного аппарата, группы часто болеющих детей и т.д. Эти дети должны находится под постоянным пристальным наблюдением педагогов и медиков для осуществления процесса индивидуализации укрепления здоровья.

Для индивидуализации и учёта эффективного процесса по оздоровлению детей в детских дошкольных образовательных учреждениях необходима организация своевременного, комплексного контроля состояния здоровья, уровня физического развития, физической подготовленности и психологического состояния.

Приобщение к основам здорового образа жизни и освоению культуры двигательных действий представляется в форме занятий по освоению теоретических представлений ребёнка о необходимости ценностного отношения к своему здоровью. Занятия необходимо осуществлять в игровых и образных формах, учитывая психические особенности детей старшего дошкольного возраста [6].

Для оптимизации процесса оздоровления детей и повышения эффективности и результативности представленной деятельности необходимо в практику дошкольных учреждений постоянно внедрять инновационные оздоровительные технологии в качестве привлечения новых научных достижений в области оздоровления детей.

Рис. 1. Модель эффективной оздоровительной работы с детьми в условиях дошкольных учреждений

В настоящее время педагоги дошкольных учреждений далеки от данного процесса. Необходимо постоянное сотрудничество педагогов с ведущими специалистами в области укрепления здоровья детей в виде организации лекций, мастер-классов в самих дошкольных учреждениях, либо на базе высших учебных заведений или институтов повышения квалификации для педагогов.

Особенно важно внедрять в процесс физкультурно-оздоровительной работы научно обоснованные и доказанные разработки и методики коррекции опорно-двигательного аппарата, так как процент эти нарушений довольно высок, а возможности использования спектра средств и методов физической культуры достаточно эффективны, особенно в дошкольном физическом воспитании. Так, согласно ежегодным мониторинговым исследованиям, наибольший процент патологий составляют функциональные отклонения опорно-двигательного аппарата, а количество детей, страдающих плоскостопием и нарушениями осанки, варьируется по данным различных источников от 40 до 70 % [3].

Необходимым условием эффективности процесса оздоровления детей является организация повышения уровня квалификации педагогов. Участвуя в научно-практических конференциях и семинарах, педагоги будут учиться новому, делится собственным опытом. Это приведёт к новому качественному уровню работы педагогов по организации работы в области оздоровления детей.

Привлечение семьи для совместного решения и индивидуализации задач оздоровления и физического развития детей также является одним из условий оптимизации процесса профилактической и физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Родители должны стать не сторонними наблюдателями, а активными участниками по организации и контролю процесса оздоровления детей. Привлечение родителей к данному процессу осуществляется в организации семинаров, круглых столов, родительских собраний, индивидуальных консультаций и бесед с родителями педагогов и медиков по вопросам профилактики и укрепления здоровья детей, оформлении просветительской информации на стендах и на сайте дошкольных образовательных учреждений.

Физическое развитие и оздоровление детей осуществляется в следующих формах: регулярные занятия физической культурой; утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна; подвижные игры на свежем воздухе и в группе в течение дня; закаливающие процедуры и рациональная организация режима дня [7].

Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в следующих формах: коррекция нарушений осанки и плоскостопия в виде организации дополнительных и домашних заданий, витаминотерапия.

Работа по обеспечению психоэмоционального благополучия осуществляется в следующих формах: создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях и в группах, психологическая адаптация детей в период поступления и в течение периода воспитания в дошкольных образовательных учреждениях [2].

Таким образом, эффективность предложенной модели заключается в тесной взаимосвязи и согласованности действий между всеми специалистами, ответственными за здоровье детей, а также родителями, их активным сотрудничеством в процессе организации профилактики и укрепления здоровья детей в рамках работы детских образовательных дошкольных учреждений.

Список использованной литературы

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. / В.Г. Алямовская – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1993. – С. 45-48.

2. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. учеб. пособие / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич – Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – С. 56.

3. Гаськов А.В., Казанцева Н.В. Классификация методик коррекции плоскостопия у детей средствами физической культуры // Вестник Бурятского государственного университета, 2014. – № 13. – С. 59-63.

4. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. / М.Н. Кузнецова // практическое пособие – М.; Айрис-Пресс, 2008. – С. 8-12.

5. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду / Э.Я. Степаненкова – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – С. 12.

6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – С. 90-92.

7. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – С. 28.

Информация об авторе

Савватеева Валентина Григорьевна – д.м.н., профессор, зав. кафедрой педиатрии № 2 Иркутского государственного медицинского университета, 664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 2, e-mail: maksimov-i-b@yandex.ru.

Author

Savvateeva Valentina Grigoryevna – MD, professor, head of the department. Department of Pediatrics No. 2 Irkutsk State Medical University, 664003, Irkutsk, ul. Red Rising, 2, e-mail: maksimov-i-b@yandex.ru.

Источник:
В.Г. Савватеева МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 293 с.
10:44
285
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.