ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Мотивы и потребности в спортивной деятельности


Если мотивы определяют выбор пути, направление движения, то цели определяют, насколько далеко человек намерен пройти по данному пути. Поэтому цели – это своеобразные вехи, которые человек мысленно выстраивает на протяжении спортивной карьеры. Трудность этих целей тесно связана с уровнем притязаний личности.

Многие исследователи спортивной мотивации отмечают разную степень осознанности ее слагаемых. Следует особо остановиться на теории Мак-Клелланда, согласно которой общим для всех людей является свойство испытывать негативные эмоции, когда расхождение между ожидаемым и реальным велико, и позитивные эмоции – когда это расхождение мало. Негативные эмоции приводят к реакциям избегания, а позитивные – к реакциям приближения. Позитивные и негативные эмоции соотносятся с определенными потребностями организма, а реакции приближения и избегания указывают на их направленность.

Потребности и мотивы могут быть неосознанными, полуосознанными или осознанными. Цели же всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы, в процессе которой человек пытается в идеальной форме разрешить противоречие между требованиями спортивной деятельности, ее конкретными условиями, с одной стороны, и собственными возможностями, способностями адаптироваться к этим условиям и требованиям, с другой. Поэтому цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата.

Таким образом, мотивация в структуре спортивной деятельности является пусковым механизмом деятельности; поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Соотнесение потребностей субъекта со своими возможностями и с особенностями конкретной деятельности дает положительный результат. Когда потребности и возможности субъекта совпадают с требованиями конкретной деятельности, то формируется мотивация, направляющая индивидуума на овладение предметом данной деятельности.

Как правило, в любой спортивной деятельности человек реализует потребности двух видов: духовные, связанные с самоутверждением и самовыражением («Я»), исполнением общественного долга («Мы»), и материальные. Первый вид потребностей анализируется в связи с тем, что человек, являясь социальным существом, нуждается в оценке окружающих его людей. Однако, не менее важной для него является и самооценка.

Второй вид потребностей связан с естественной необходимостью есть, пить, одеваться, растить детей, помогать родителям. Потребность в получении оценки общества через систему моральных и материальных критериев является одной из главных мотиваций любой деятельности. В спорте потребности, отнесенные к побудительным основаниям мотивации (которые отражают ориентированность спортсменов на удовлетворение духовных и материальных потребностей: самоутверждение, самовыражение, исполнение общественного долга), реализуются особенно наглядно, так как спорт с его противоборством имеет четко обоснованные критерии результативности успеха, что позволяет сделать более объективным и наглядным процесс общественного признания. Поэтому эти мотивы и рассматриваются как побудительные основания в структуре мотивации.

Базисные основания мотивации (степень заинтересованности спортсменов в благоприятных социально – бытовых условиях спортивной деятельности, в накоплении социальных знаний и навыков, заинтересованность в отсутствии болевых ощущений.) отражают уровень потребностей более специфического характера. Потребности этого порядка характеризуют уровень объективных возможностей спортсмена для достижения высокого спортивного результата.

Процессуальные мотивы (степень заинтересованности спортсмена в накоплении сведений о своих противниках, в отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающихся на процессе противоборства), отражают уровень потребностей в накоплении информации о будущих противниках и степени заинтересованности спортсмена в отсутствии психогенных влияний.

В этих трех группах мотивационных оснований легко обнаруживаются самые разнообразные связи спортсмена как деятельного субъекта с окружающей действительностью, связи, которые являются для него в той или иной степени информативно значимыми и на базе усвоения которых рождается осознание реальной возможности достижения намеченного спортивного результата в избранном виде спорта.

Источник:
И.С. Бубнова, А.Г. Терещенко ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ В СПОРТЕ // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс] : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск : Изд-во БГУ, 2017. – 293 с. – DOI : 10.17150/konf.2017.03.23.
12:23
394
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.