ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Приоритетные отрасли развития экономики России после кризиса 2014 года

1. Производство продовольственных товаров, одежды и обуви.

Рынок. В условиях кризиса сохраняется спрос населения на потребительские товары, особенно первой необходимости. Подорожание импорта способствует импортозамещению, сохранению освободившихся ниш продовольственного и промтоварного рынков для товаров российского производства. В этом направлении действует механизм экономических санкций и ограничений со стороны Роспотребнадзора. Важным конкурентным преимуществом российских продовольственных товаров выступает их экологическая чистота.

Финансы. В развитии агропродовольственной сферы и производства товаров легкой промышленности большая роль отводится малому бизнесу и внебюджетному финансированию. Частный капитал в эту сферу привлекает его быстрая окупаемость (см. подробнее: Шмелев, Федоров, 2013).

Материальные ресурсы. Предпосылками для развития выпуска продовольственных товаров, одежды и обуви выступают наличие сельскохозяйственного сырья и возможности дальнейшего наращивания его производства за счет вовлечения в оборот свободных земельных ресурсов. Ограничения связаны с имеющимися трудовыми ресурсами на селе и большим удельным весом импортной техники.

Роль государства заключается в возвращении в хозяйственный оборот неиспользуемых земель, создании благоприятных условий для их выделения предпринимательским структурам, защите сельхозпроизводителей от криминала и коррупции, содействии созданию транспортной, логистической и социальной инфраструктуры на селе.

2. Строительство жилья и дорог.

Рынок жилья отражает накопленный за многие годы неудовлетворенный спрос со стороны населения. Высокий спрос на дорожное строительство в России определяют ее просторы и плохое состояние дорог.

Финансирование строительства жилья при надлежащей организации ипотеки можно осуществлять за счет средств населения. Локальные дорожные сети могут развиваться за счет бюджетов крупных городов и муниципалитетов. Строительство автомобильных и железнодорожных магистралей ложится на плечи государства и регионов. Привлечение капитала для строительства частных дорог остается проблематичным.

Материальные ресурсы. Отечественное строительство располагает значительными ресурсами цемента, металла, железобетонных конструкций, мощностями строительных организаций, инженерными кадрами. Строительно-дорожная техника и многие отделочные материалы импортные. В условиях подорожавшего импорта это обстоятельство может сдерживать рост строительства. Здесь требуется импортозамещение.

Роль государства. Его усилия в первую очередь должны быть направлены на создание условий для привлечения в строительство частного капитала, на уменьшение рисков долевого финансирования, ипотечного кредитования, упрощение процедур выделения земельных участков, условий подсоединения к энергетическим сетям.

3. Автомобилестроение.

Рынок. В кризисные годы произошло резкое сжатие автомобильного рынка. Поддержку российскому автомобилестроению может оказать его частичная переориентация на экспорт отечественной продукции, подешевевшей из-за слабого рубля.

Финансирование развития отечественного автопрома во многом осуществляется за счет прямых иностранных инвестиций.

Материальные ресурсы. Восстановительному росту отечественного автопрома могут содействовать имеющиеся внутренние источники металла, включая автолист с высокой отделкой поверхности, производство горючесмазочных материалов европейского качества, наличие рабочих и инженерных кадров. Ограничивает развитие автопрома дорогостоящий импорт металлообрабатывающих станков, роботов и другой техники. Импортозамещение и дальнейшая локализация в сфере станкостроения будут способствовать восстановительному росту отечественного автопрома.

Роль государства. Создание в России крупнейшими автопроизводителями собственного сборочного производства в решающей мере зависело от полученных ими преференций (Трауб-Мерц, 2015). Этот опыт может быть использован для догоняющего развития сельхозмашиностроения, производства автодорожной техники и в других областях. В годы кризиса, наряду с традиционной поддержкой отечественных автопроизводителей, усилия федеральных и региональных органов власти целесообразно сосредоточить на сохранении и развитии бизнеса иностранных автопроизводителей.

4. Производство авиационной техники гражданского назначения.

Рынок. Внутренний рынок самолетов гражданской авиации в настоящее время для российского авиапрома потерян почти полностью — он переключился на импорт. В кризисные годы рынок сокращается из-за уменьшения масштабов пассажирских перевозок и зарубежного туризма. Восстановление рынка успешно началось на предприятиях оборонного комплекса. Развитие производства гражданской авиатехники не только повышает возможности конкурентоспособного импортозамещения, но и готовит предприятия оборонной промышленности к неизбежной в будущем конверсии мощностей.

Материальные ресурсы для восстановления гражданского авиастроения включают широкую гамму производимых в стране цветных и черных металлов, жаропрочных сплавов для сопел двигателей, композитов. Российский авиапром располагает признанными во всем мире конструкторскими компетенциями в проектировании корпуса самолетов, авиадвигателей.

Роль государства. Финансирование восстановительного роста гражданского авиастроения на базе конверсии оборонного производства может осуществляться из федерального бюджета с привлечением собственных и заемных средств предприятий.

Источник:
Фальцман В. Кризис внешней торговли России и его последствия // Вопросы экономики, № 4, Апрель 2017, C. 148-158
08:19
406
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


ОТРЫВКИ

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.