ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

ОТРЫВКИ

Рекомендации Банку России для регулирования ценообразования на рынке кредитования

В этой статье была сделана попытка выявить эпизоды ценовых войн и сговоров в различных сегментах кредитного рынка (розничном и корпоративном) в периоды усиления ценовой конкуренции, отдельно для условий макроэкономических кризисов и роста экономики. Для расчетов были использованы микроэкономические данные по российским банкам за период I кв. 2005 — IV кв. 2015 г. и модели из новой теории отраслевых рынков, в частности модели ценовых взаимодействий на основе подхода Барруш-Модешту. Для выявления периодов усиления ценовой конкуренции были рассчитаны общеотраслевые значения индекса Лернера, отражающего разность между процентными ставками и предельными издержками по кредитам.

На основе проведенных расчетов можно заключить, что ценовые войны на российском кредитном рынке возникают и в розничном, и в корпоративном сегменте; чаще и жестче — в кризисные периоды (когда платежеспособность заемщиков ухудшается и нужно конкурировать за тех, качество которых снизилось в меньшей степени), и инициируются в основном банками из топ-30 (кроме Сбербанка). В бескризисные периоды банки переходят к сговорам. Розничный сегмент кредитного рынка более конкурентный, чем корпоративный. Это подтверждает выводы работы: Дробышевский, Пащенко, 2006, но оказывается противоположным выводам в: Berg, Kim, 1998. При этом ценовая политика Сбербанка в розничном сегменте кредитного рынка нечувствительна к действиям конкурентов из остальных групп. Исходя из этих эмпирических выводов, можно сформулировать ряд рекомендаций для политики регуляторов.

1. Поскольку в периоды макроэкономических кризисов могут существенно сократиться рыночные надбавки к процентным ставкам по кредитам (относительно бескризисной нормы), то банки, столкнувшиеся с этой проблемой, будут вынуждены прибегать к таким методам выживания, как сговоры, фальсификация балансов и т. п. Для снижения рисков возникновения подобных ситуаций целесообразна политика дешевого рефинансирования, предполагающая многообразие инструментов поддержки по видам и срочности.

2. Банк России может периодически проводить мониторинг банков с резко падающими рыночными надбавками (у таких банков могут быть более сильные стимулы вступать в сговор с одними игроками с целью вытеснить с рынка других).

3. Особое внимание следует уделить ценообразованию банков внутри топ-30, особенно в кризисные периоды. Такие банки в большей мере, чем остальные, склонны инициировать ценовые войны и в силу своего крупного размера могут ограничивать развитие более мелких банков.

4. Введение контрциклического буфера капитала в рамках имплементации стандартов Базель-3 надо отложить до тех пор, пока рыночные надбавки в процентных ставках по кредитам не начнут уверенно расти, иначе банки не смогут реанимировать свои кредитные портфели, и диспропорции в распределении кредитного риска между крупными и мелкими банками будут лишь углубляться.

Источник:
Мамонов М. Ценовые взаимодействия на российском кредитном рынке: кто с кем воюет и когда образует сговор? // Вопросы экономики, № 4, Апрель 2017, C. 79-99
07:39
129
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.