ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

ОТРЫВКИ

Сговор фирм или ценовая война: подходы к определению

Как идентифицировать ценовые войны и сговоры, используя реальные данные? Новая теория отраслевых рынков (New Industrial Empirical Organization, NIEO) предлагает как минимум два варианта — модели спроса и предложения и модели комплементов — субститутов.

Первый подход (предложен в: Iwata, 1974 и развит в: Bresnahan, 1982 и Lau, 1982) состоит в оценке системы уравнений спроса и предложения, содержащей параметр количественной или ценовой реакции фирмы на действия конкурентов (conjectural variation parameter). Если реакция нулевая, то фирмы ведут себя, как в олигополии Курно (имеют четко разграниченные ниши и предоставляют услуги непересекающимся клиентам, что позволяет им не обращать внимания на ценообразование других фирм). Если реакция положительная, но меньше 1, то фирмы следуют друг за другом (или за тем, кто устанавливает цену). Чем ближе реакция к 1, тем больше ситуация напоминает сговор. Реакция, равная 1, соответствует абсолютному сговору (perfect collusion). Если она начинает превышать 1, то можно говорить о ценовой войне. Трудно интерпретировать отрицательные ценовые реакции (если одни понижают цены, то другие вряд ли будут их повышать — это означало бы утрату рынка; правда, противоположная ситуация может быть целесообразной — снижать цену в ответ на ее повышение конкурентами, однако это может привести к убыткам, loss leader strategy). Отрицательные количественные реакции, напротив, легко интерпретировать, и они могут иметь место в случае перераспределения спроса от одних фирм к другим, особенно если они производят товары с высокой степенью заменяемости.

Второй подход к идентификации ценовых войн был предложен в работе: Barros, Modesto, 1999, специально для анализа ценовой конкуренции между банками. Банки конкурируют на рынках депозитов и кредитов. Агенты имеют функцию полезности, зависящую от депозитов, открытых в разных банках, и кредитов, полученных в разных банках. На основе параметров функции полезности можно делать качественные суждения о предпочтениях потребителей банковских услуг: если соотношение соответствующих параметров функции полезности ненулевое, то потребителям свойственно переключение с продуктов одного банка на продукты другого, тогда на рынке имеет место конкуренция. Если, напротив, соотношение таких параметров равно нулю, то такое переключение маловероятно, тогда на рынке действует олигополия или, в крайнем случае, монополия. Эмпирическая версия модели Барруш-Модешту предполагает спецификацию уравнения реакции банков на процентную политику конкурентов. Интерпретация реакции в этой модели аналогична моделям Иваты-Бреснахана-Лау.

Источник:
Мамонов М. Ценовые взаимодействия на российском кредитном рынке: кто с кем воюет и когда образует сговор? // Вопросы экономики, № 4, Апрель 2017, C. 79-99
07:34
119
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.