ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Стимулы к сговору на рынке и ценовые войны


Что такое ценовая война и когда игроки на рынке получают стимулы к сговорам? Согласно стандартному определению теории отраслевых рынков (ТОР), ценовая война — это серия последовательных снижений цен игроками на рынке в периоды повышенной конкуренции. Поскольку ценовые войны не могут длиться вечно — естественным порогом служит достижение игроками нулевой экономической прибыли в результате серии снижения цен, — рано или поздно игроки вынуждены либо покинуть рынок, либо согласиться на сговор об установлении цен, приемлемых для каждого из них. Как долго будет длиться этот сговор (насколько он эффективен) и когда начнется следующая ценовая война? Эти явления хорошо изучены в литературе.

Теоретические основы анализа ценовых войн и сговоров на рынке были заложены в работах Дж. Стиглера (Stigler, 1964) и К. Эдвардса (Edwards, 1955). Стиглер первым исследовал факторы образования сговоров и показал, что их вероятность выше на более концентрированных рынках, поскольку при небольшом количестве игроков манипулирование ценами со стороны одних сразу становится известно другим (нет смысла пытаться обмануть конкурентов). Эдвардс первым показал, что если игроки конкурируют более чем на одном рынке (multimarket contact) и каждый имеет определенную рыночную власть на них, то они будут воздерживаться от агрессивной конкуренции друг с другом на каждом рынке — от ценовых войн, опасаясь взаимного возмездия на остальных рынках своего присутствия (mutual forbearance theory). Чем больше фирм со множественными контактами, тем сильнее на прочих рынках могут быть ценовые атаки на конкурента, который допустил несогласованное с остальными игроками снижение цен на каком-либо общем рынке. Следовательно, концентрация и множественные контакты — ключевые причины образования сговоров и, по сути, формирования картеля.

Насколько устойчив картель? Э. Грин и Р. Портер (Porter, 1983; Green, Porter, 1984) показали, что периодическое переформатирование картелей или их разрушение обусловлены невозможностью полностью предвидеть действия конкурентов (imperfect monitoring) и отрицательными шоками спроса (low demand shocks), особенно в периоды макроэкономических кризисов. В более поздних работах было выявлено, что ценовые войны могут разрушить картель даже в периоды роста экономики, если имеют место положительные шоки спроса и они предоставляют возможность для существенных выигрышей по сравнению со статус-кво (выгоды от обмана внутри картеля перекрывают издержки наказания; Rotemberg, Saloner, 1986).

В работе: Klemperer, 1989, показано, что ценовые войны могут периодически происходить в условиях значительных издержек переключения потребителей (привычки, высокое качество обслуживания и др.). Для их временной компенсации один из конкурентов может предложить более низкую цену (демпинг) и переманить к себе часть потребителей, начав, по сути, ценовую войну.

Источник:
Мамонов М. Ценовые взаимодействия на российском кредитном рынке: кто с кем воюет и когда образует сговор? // Вопросы экономики, № 4, Апрель 2017, C. 79-99
07:30
169
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.