ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Трудовая миграция в России: история и современное состояние


После распада СССР трудовая миграция в России, согласно статистическим оценкам, была немногочисленной. В 1995 - 2000 гг. их ежегодная численность не превышала 285 тыс. человек. На легальном рынке труда в этот период преобладали граждане Украины (1/3 всех мигрантов), а также Китая и Турции. Но в первые постсоветские годы было сложно провести четкую границу между временной трудовой и постоянной миграцией, между законной и незаконной занятостью выходцев из бывших союзных республик из-за прозрачности границ, большого числа лиц с паспортами СССР и без иного гражданства, отсутствия законов, определяющих правовое положение иностранцев в новой исторической эпохе.

Важность внешней трудовой миграции четко проявилась с началом нового столетия. Необходимость массового притока иностранных работников была вызвана повышенным спросом на рабочую силу, особенно в таких отраслях, как строительство и транспорт, сфера услуг. Принятый в 2002 г. Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" унифицировал процедуры регистрации и выдачи разрешений на работу, что положительно повлияло на динамику численности законных трудовых мигрантов. Она увеличилась с 283 тыс. человек в 2001 г. до 570 тыс. в 2006 г.

Однако новые процедуры получения разрешений на работу в условиях высокого спроса на рабочую силу оказались сложными и продолжительными для мигрантов из стран СНГ и их работодателей. Этим объясняется тот факт, что значительная часть гастарбайтеров из бывших союзных республик работала нелегально, то есть без оформления разрешительных документов. Условия для распространения незаконной занятости мигрантов из стран СНГ создавал установленный с этими странами безвизовый режим пересечения границы со сроком возможного непрерывного пребывания на территории России до 90 дней, который легко можно было продлить, выехав из страны и практически сразу возвратившись в нее. В итоге из-за ухода части трудовых мигрантов из бывших союзных республик в "тень" граждане из стран дальнего зарубежья составляли более половины численности всех оформленных иностранных работников.

Чтобы сократить нелегальную миграцию, в 2006 г. были приняты поправки к Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", которые упрощали процедуры регистрации по месту временного жительства и получения разрешения на работу для мигрантов из стран СНГ. Одновременно вводилась практика квотирования на выдачу гражданам из этих стран разрешений на работу. Но первая квота на 2007 г. была огромной - 6 млн. человек. Ее размер, по мнению авторов поправок, должен был покрывать всю трудовую миграцию - законную и незаконную. Благодаря этому многие мигранты легализовали свой статус, а их общая численность возросла с 570 тыс. человек в 2006 г. до 2,4 млн. в 2008 г. При этом, по оценкам экспертов, доля легальных мигрантов увеличилась в общей численности иностранных работников с 5 - 10% в 2000 г. до 35 - 40% в 2007 г. В результате изменений в законодательстве возникло новое распределение мигрантов по странам происхождения: в 2008 г. на страны СНГ приходилось почти 3/4 всех выданных разрешений на работу, а на Узбекистан, Таджикистан и Киргизию - более половины всех трудовых мигрантов.

В дальнейшем численность и состав трудовых мигрантов менялись в результате колебаний экономической конъюнктуры и принятия новых нормативно-правовых актов. Так, во время экономического кризиса 2008 - 2009 гг., по оценкам экспертов, общий поток трудовых мигрантов сократился примерно на 15 - 20%, а его легальная составляющая - на 30%. В свою очередь, квота на выдачу разрешений на работу резко снизилась - с 6 млн. в 2007 г. до 3,4 млн. в 2008 г., а с 2011 по 2014 г. она составляла порядка 1,7 млн. Начиная с 2009 г. размер квоты примерно соответствовал количеству поданных работодателями в региональные органы власти до мая текущего года заявок на привлечение иностранных работников. С установлением квоты увязывалось определение потребностей работодателей в иностранной рабочей силе, в том числе по конкретным специальностям и квалификации. Но значительная часть предпринимателей, прежде всего предприятия и организации малого бизнеса, физические лица из-за установленных правил фактически были лишены возможности участвовать в процессе формирования квоты. Многие из них были вынуждены нанимать иностранных работников из числа граждан стран СНГ, легально въехавших в Российскую Федерацию, без разрешений на работу, то есть незаконно. Это правило было изменено в 2014 г.

Для преодоления недостатков системы квотирования открывались новые, "внеквотные" каналы трудовой миграции, в том числе для квалифицированных специалистов (с 2009 г.), для работы у физических лиц по патентам (с 2010 г.), для высококвалифицированных специалистов (с 2010 г.). Эти законодательные меры способствовали восстановлению притока трудовых мигрантов после экономического кризиса 2008 - 2009 гг. Данные ФМС России свидетельствуют, что максимальное количество разрешительных документов для работы в РФ было выдано иностранцам в 2014 г.: 3,4 млн, из них 1,3 млн. - разрешения на работу, 2,1 млн. - патенты. Примерно 95% этих документов получили граждане стран СНГ с безвизовым режимом пересечения российской границы. Но эти цифры не включают граждан стран - участниц Таможенного союза: Белоруссии и Казахстана. Поскольку им не требовалось получать разрешительные документы на работу, они не попадали в российскую статистику внешней трудовой миграции. С учетом работников из этих двух стран, а также иностранных граждан, постоянно проживавших в России с разрешением на временное проживание или видом на жительство, общее число легальных трудовых мигрантов в 2014 г. превысило 4 млн. человек. Численность всех иностранных работников в том году составила более 7 млн. человек, из которых свыше 3 млн. трудились без разрешительных документов, то есть незаконно.

Современное состояние

В 2014 г. в России произошел новый экономический кризис, усиленный антироссийскими санкциями в связи с событиями на Украине. Последние вызвали массовый приток лиц, ищущих убежище в России. В конце 2014 - начале 2015 г. значительные изменения произошли в миграционном законодательстве. Все это отразилось на численности и составе иностранных работников, на состоянии всех каналов, по которым прибывают трудовые мигранты: с разрешениями на работу и с патентами, без разрешительных документов в рамках единого рынка труда стран, образовавших в 2015 г. Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Сегодня в России действует три вида разрешений на работу для иностранцев: обычные, для квалифицированных специалистов, для высококвалифицированных специалистов.

Долгое время основным каналом трудовой миграции были обычные разрешения на работу. Они выдаются на срок до 1 года с возможностью продления на полгода, а их количество квотируется. В общей сложности за период с 2010 по 2014 г. было выдано около 6 млн. таких разрешений. Большую их часть получили граждане Узбекистана (около 42%), Таджикистана (15%) и Украины (11%). На страны дальнего зарубежья пришлось менее 15% выданных разрешений. Но с 1 января 2015 г. все иностранные работники, прибывшие в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, должны приобретать патент. С этого момента обычные разрешения на работу выдаются иностранным гражданам, въехавшим в Россию по визе14. В 2015 г. им было выдано более 140 тыс. таких разрешений, или на 25% меньше, чем в 2014 г. Половину из них получили граждане двух стран: Китая (около 52 тыс.) и Турции (21 тыс.).

Источник:
Денисенко М., Чернина Е. Трудовая миграция и заработки мигрантов в России // Вопросы экономики, № 3, Март 2017, C. 40-57
Читайте также:
Диаспоральная активность новых диаспор - это чаще короткий проект. Он направлен не столько на завоевание прочных позиций в широком диаспоральном и городском сообществе, сколько на решение текущих экономических или социальных проблем.
04:52
884
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.