ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Источники дополнительных доходов бюджета РФ


Имеются и другие налоговые возможности увеличения доходов бюджета. Возможен эксперимент по повышению налоговой ставки на сверхдоходы олигархата и других физических лиц. Возможны жесткие меры по сокращению оттока капитала за рубеж, исключению из состава расходов бюджетов всех уровней коррупционной составляющей. По данным Росфинмониторинга, благодаря мерам, принятым за последние два года, удалось вернуть в бюджет циркулирующие по незаконным каналам бюджетные средства в объеме около 300 млрд. руб.

Необходим акцент на том, что правительством применяются далеко не все меры по мобилизации в бюджет реальных доходов и повышению эффективности использования средств. По информации председателя Счетной палаты России Т. А. Голиковой, выступавшей в Финансовом университете при Правительстве РФ 18 апреля 2016 г., дебиторская задолженность по расходам бюджетных средств достигает 3,3 трлн. руб. Это незаконченное строительство, на которое бюджетные средства были получены, но не вложены в создаваемые объекты и находятся на банковских депозитах инвесторов под процент. Происходит перераспределение использования бюджетных средств во времени. А при этом растут цены на блага (продукция, работы, услуги), необходимые для инвестиций, что является фактором сдерживания завершения инвестиционных проектов, поскольку средств для этого оказывается недостаточно.

Кредиторская задолженность по доходам (т.е. своевременно неуплаченные суммы) составляла 1,9 трлн. руб. Общий объем "неработающих" на государственный сектор средств превышал 5,2 трлн. руб. Это почти треть годовых расходов бюджета. Очевидны реальные возможности сведения к нулю его дефицита даже при определенном увеличении бюджетных расходов, в настоящее время заниженных.

И в правительственном проекте прогноза на 18 лет, и в проекте бюджета на очередную "трехлетку" совершенно недооценивается значение приведения в действие производственных факторов наращивания или создания источников доходов бюджета. Заметный рост ВВП и доходов бюджета возможен на основе реализации стратегически значимых мер по развитию ряда отраслей. В частности, на недозагруженные российские порты необходимо полностью переориентировать грузопотоки, которые Россия осуществляет через страны Прибалтики. На этом зарубежные порты "по инерции" зарабатывают в год около 1,3 млрд. долл. Через прибалтийские порты пропускается около 50 млн. т грузов в год, включая уголь и удобрения. Вытеснение зарубежной портовой инфраструктуры из российских экспортных цепочек и удвоение пропускной способности трубопровода "Север" вполне реально в условиях недозагрузки российских терминалов (Усть-Луга, Высоцк, Петербургский и др.). Загрузка собственных портов России станет фактором повышения занятости населения, роста ВВП, налоговой базы и налогов, поступающих в бюджет.

Пора навести порядок в организации обработки и экспорта добываемых в России алмазов. Их зарубежные покупатели остаются основными огранщиками. Экспорт из России обработанных на ее территории алмазов с высокой долей добавленной стоимости сократился. В 2013 - 2016 гг., по данным ФТС России, он составлял соответственно: в 2013 г. - 768 млн. долл.; в 2014 г. - 689; в 2015 г. - 507; в 2016 г. - 307 млн. долл.

В результате отмены с сентября 2016 г. пошлины на сырые алмазы, достигавшей 6,5%, возрастут их экспорт и обработка за рубежом. Огранка алмазов на территории России невыгодна. Наши производители бриллиантов покупают необработанные алмазы с выплатой НДС. Уникальные богатства, представленные экспортируемыми алмазами, российским производителям невыгодно превращать в бриллианты.

Экономический результат обработки алмазов в разной форме, вплоть до изготовления бриллиантов, проявляется в росте добавленной стоимости, получаемых доходов и поступлений налогов в бюджеты. В частности, АЛРОСА в 2015 г. обеспечила поступление 49,6 млрд. руб. в виде налогов в бюджеты разных уровней. Экономически результативны инвестиции, связанные с расширением масштаба и форм обработки алмазов. Этот процесс может быть более успешным. Ведь доля компаний АЛРОСА в мировой добыче алмазов в 2015 г. достигла 30%. При этом достигнутый результат пока не мультипликационный. Подобных примеров отсутствия стратегии в развитии целых отраслей немало.

Назрела радикальная реорганизация добычи янтаря. В настоящее время активно используются незаконные схемы функционирования бизнеса при добыче и реализации янтаря в карьерах Калининградской области. В преступной сфере формируются крупные доходы: за последние три года полицией конфисковано 210 т незаконно добытого янтаря общей стоимостью 3,8 млрд. руб. Для сравнения - в 2016 г. Фонду развития моногородов было выделено 7,2 млрд. руб.

Явно недооценивается значение импортозамещения на основе увеличения доли ВВП, производимой российскими предприятиями-экспортерами в наукоемких отраслях. Нынешняя структура российского экспорта такова, что 62,6% составляют топливно-энергетические ресурсы, 10,3 - металлы и изделия из них, 3,5 - драгоценные камни и металлы, 4,9 - продовольствие и сельскохозяйственное сырье, 6,7 - продукция химической отрасли и только 6,3 - машины и оборудование. В ряде отраслей импортозамещение остается декларацией, поскольку на внутреннем рынке фактом является неизменная и очень низкая доля отечественной продукции.

Сказанное относится, в частности, к продукции легкой промышленности, к результатам швейной подотрасли. По данным Минпромторга, в 2014 - 2016 гг. доля продукции этого производства составляла 24,3 - 25,1% в общем объеме производства и лишь на 1% ожидается рост в 2018 г. Изготовление станков для производства тканей снизилось в десятки раз. Рынок одежды российского производства даже в условиях санкций западных стран остается рынком зарубежных экспортеров.

Колоссальными по объему являются бюджетные "подарки" юридическим лицам, выполняющим контракты на поставки бюджетному сектору продукции, выполнение работ и оказание услуг по завышенным ценам. Более 15 лет не принимались действенные контрмеры. В 2017 г., по информации Минфина РФ, планируется расширить применение казначейского аккредитива - формы расчетов по государственному контракту, исполняемому за счет бюджетных средств5. Оплата федеральным казначейством предполагается строго на основе документов, подтверждающих факт поставок по контракту. Это может масштабно изменить ситуацию к лучшему.

Источник:
Селезнев А. Федеральный бюджет на 2017 г.: кризисный формат и перспектива // Экономист, № 12, Декабрь 2016, C. 3-16
06:51
828
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.