ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Что такое социальный капитал?


Понятие собственно социального капитала берёт своё начало в рассуждениях американского исследователя Л. Ханифан по поводу организации досуга в сельских школах. Особыми субстанциями, закрепляющими нормы коллективного поведения, согласно цитирующему его О. Демкиву, являются солидарность и социальные связи между людьми. Для раскрытия сущности социального капитала Л. Ханифан использовал такие понятия, как "товарищество", "симпатия", а также изучал взаимоотношения людей в общинах и семьях. Согласно С. Сысоеву, также ссылающемуся на работы Л. Ханифан, взаимодействие в рамках семьи или общины позволяет ее членам аккумулировать социальный капитал, который помогает удовлетворять их социальные потребности и может использоваться для улучшения жизни всей общины.

В дальнейшем определение и сущность социального капитала трактовались в зависимости от подходов различных исследователей к изучаемому явлению. Если формальное первенство в постановке проблемы принадлежит Л. Ханифан, то фактический ввод термина в научный оборот осуществил французский учёный П. Бурдье. Он рассматривает социальный капитал в качестве реально вовлечённых или потенциальных ресурсов, обеспеченных крепкими связями, и относительно институционализированных отношений, основанных на взаимном признании. Как следует из определения, социальный капитал - это ресурсы, содержащиеся в социальных связях. В работе "Формы капитала" П. Бурдье выделяет составляющие феномена: связи, социальные нормы и доверие.

Основными популяризаторами теории социального капитала на исходе XX века являются Дж. Коулман и Р. Патнэм. Дж. Коулман в концептуальной работе "Капитал социальный и человеческий", как ни странно, не даёт конкретного определения социального капитала, много и пространно размышляя о нём. Конечно, исследователь говорит об "определённом ресурсе, доступном актору", но это звучит ещё более расплывчато, чем у П. Бурдье. К слову, в отличие от П. Бурдье, автор с самого начала подвергает критике чисто социологический подход к анализу социального капитала. Он утверждает, что простое наличие так называемых "F-связей" ("семья, друзья, работа" - от англ. family, friends, firms) лишает агентов "стимула к действию", каковой он видит в максимизации индивидуальной полезности. В связи с этим первостепенной задачей Дж. Коулмана становится "использование экономических принципов рационального поведения в анализе социальных систем". Исследователь выделяет следующие составляющие социального капитала: "обязательства и ожидания, которые зависят от надежности социальной среды, способность социальной структуры к передаче информационных потоков и норм, сопровождаемых санкциями". Также Дж. Коулман утверждает, что социальному капиталу присущи характерные черты общественного блага и связанная с ними проблема недоинвестирования.

Р. Патнэм известен макроуровневым подходом к изучению социального капитала. В статье "Процветающая комьюнити..." он обращается к конкурирующим крестьянским сообществам северной Италии, находя причины преуспевания одних и отставания других в различном объёме запасов их социального капитала. Эта мысль постулируется, начиная с художественного эпиграфа о взаимопомощи во время сбора урожая. В целом для работы характерен скорее научно-публицистический, чем строго научный стиль. Тем не менее, уже в ней Р. Патнэм не повторяет пространный метод рассуждений Дж. Коулмана и формулирует более чёткое определение (пусть и не напрямую): "социальный капитал имеет отношение к таким элементам общественной организации, как социальные сети, социальные нормы и доверие (networks, norms and trust), создающим условия для координации и кооперации ради взаимной выгоды". Социальные связи являются скелетом, структурным (следовательно, устойчивым, исходным) элементом воспроизводства социального капитала. Благодаря нормам, ценностям, доверию, поддерживаемым социальными связями, в обществе утверждаются определенные образцы взаимодействия. Гражданские объединения, включая группы интересов и политические партии, способствуют трансформации межличностного доверия в доверие к политическим институтам. Таким образом, социальный капитал позволяет эффективно функционировать этим институтам. На наш взгляд, одним из наиболее важных выводов Р. Патнэма является признание того, что "социальный капитал не заменит эффективную государственную политику, он служит скорее ее необходимой предпосылкой и частично ее следствием".

Источник:
Власов Ф., Стебаков А. Социальный капитал, его виды и противоречия // Общество и экономика, № 10, Октябрь 2016, C. 18-30
09:45
3455
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.