ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

ОТРЫВКИ

Потери машиностроительной отрасли Иркутска в годы реформ 90-х

В 1990-е гг. вместе с экономическим спадом в стране резко сократилась потребность в продукции машиностроения. Был ликвидирован оборонный заказ. Большинство предприятий отрасли со своей продукцией не могли конкурировать на платежеспособном зарубежном рынке и ориентировались только на отечественный, резко сократившийся и неплатежеспособный. В результате многие машиностроительные заводы Иркутска значительно сократили производство или вообще прекратили существование.
Из крупных заводов отрасли с минимальными потерями вписался в рынок только авиационный. Его высококлассный коллектив делал военные самолеты «Су» на уровне мировых стандартов, и еще в советские годы им был освоен рынок Индии, Китая, Малайзии. Заказы этих стран спасли завод. Вместе с тем он начал производить пожарный самолет Бе-200, также востребованный на рынке. Сейчас предприятие считается лучшим авиазаводом страны, продолжает совершенствовать истребители «Су», МиГ-130, начинает производство пассажирского самолета МС-21, который придет на смену Ту-154. На авиазаводе работает около 14 тыс. человек.

ИЗТМ потерял из-за ликвидации оборонного заказа свое военное производство. Но его высококлассный коллектив инженеров и рабочих позволил сохранить на значительно сократившихся площадях производство горного и металлургического оборудования, в том числе знаменитых драг. Его продукция успешно конкурирует как на внутреннем, так и зарубежном рынке, особенно в Монголии и Китае. На заводе сейчас около тысячи занятых.

На краю гибели был релейный завод. Его в конце 1990-х гг. выручил крупный государственный заказ на производство ракет «Тополь». Затем он нашел других потребителей — как военных, так и гражданских. Среди них, в частности, нефтегазовый комплекс. На заводе осталось около 800 человек.

Несколько тысяч человек работают на ремонтных заводах железнодорожного транспорта, с которых когда-то начиналась металлообрабатывающая промышленность города. Уцелел и обслуживающий (преимущественно) железнодорожный транспорт Иркутский электротехнический завод.

Упорно боролся за жизнь радиозавод, берясь за любые заказы, например ремонт автобусов. Но в 2005 г., когда прекратилась поддержка государства, он прекратил существование. Уже в начале 1990-х гг., оставшись без платежеспособных потребителей, остановились заводы «Радиан», станкостроительный, карданных валов. Руководители двух последних при первых же трудностях продали оборудование и сдали корпуса в аренду торговле.

А вот небольшой завод дорожных машин (около 100 занятых), выпускающий технику для дорожного строительства, уцелел и успешно вписался в рынок. Он даже в начале 1990-х гг. имел надежных платежеспособных заказчиков в лице компаний, строящих дороги.

Источник:
Тараканов М. Промышленность Иркутска: что было и что осталось // Экономист, № 10, Октябрь 2016, C. 79-83
10:39
298
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.