ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Малый бизнес в сельском хозяйстве в России


Малый бизнес является одним из основных производителей сельскохозяйственной продукции, обеспечивает устойчивость аграрного сектора в экстремальные периоды истории, сохраняет и создает рабочие места на селе, предотвращает деградацию сельскохозяйственных земель и исчезновение сельских поселений. Высока доля малого бизнеса в производстве сельскохозяйственной продукции, в настоящее время по зерну - 27%, картофелю - 86, овощам - 82, скоту и птице в убойном весе - 28, молоку - 52%, хотя, следуя закону эффекта масштаба, малый бизнес менее эффективен и должен был уже давно исчезнуть.

К малому сельскому бизнесу или, как принято его называть в программных документах Минсельхоза России, - малым формам хозяйствования, можно отнести 223 тыс. фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занятых в сельском хозяйстве. Существует также 20,2 млн. личных подсобных хозяйств населения (ЛПХ), часть которых является по сути фермерскими.

Положения неоинституциональной теории позволяют аргументированно объяснить факт наличия и значение малого бизнеса в экономике, если рассматривать фирму не как производственную функцию, а как структуру управления сделками, позволяющую сокращать трансакционные издержки на каждом этапе технологического процесса. Особенно это касается ситуаций, когда трудовые усилия каждого из членов коллектива не могут быть точно учтены в совместно произведенном продукте, как это имеет место в сельском хозяйстве. А. В. Чаяновым разработана теория дифференциальных оптимумов, с помощью которой устанавливается наилучшее сочетание кооперирующихся партнеров. Среди причин преобладания в рыночном сельском хозяйстве малого бизнеса: преимущества семейного бизнеса по сравнению с корпоративным, проблемы развития сельского хозяйства в связи с оппортунистическим поведением наемных работников. В то же время предприятия малого бизнеса как отдельные структуры не могут на равных конкурировать с крупными производителями, имеющими большую лоббирующую силу при обеспечении приоритетного доступа к дефицитным ресурсам (земля, капитал), а также не могут обеспечить большие объемы однородной продукции, требуемые переработчиками.

Контрактное сельское хозяйство и сельскохозяйственная кооперация являются основными способами вертикальной координации семейных ферм и обеспечения их конкурентоспособности. Благодаря им мелкие разрозненные производители приобретают эффект масштаба, характерного для крупного бизнеса без потери преимуществ семейного производства. В качестве мотивации участников можно назвать взаимное сокращение рисков, повышение доходов, обеспечение качества и стандартов продукции, усиление конкурентных преимуществ объединившихся мелких производителей и т.п.

Источник:
Янбых Р., Гатаулина Е. Вертикальная координация малого бизнеса в сельском хозяйстве // Экономист, № 8, Август 2016, C. 78-86
08:47
422
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.