ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Как ограничить спекулятивную деятельность банков


Нельзя не подчеркнуть, что в мировой практике накоплен значительный опыт балансирования двух секторов хозяйства, во всяком случае обеспечивающий более или менее эффективное "укрощение" спекулятивной деятельности и неограниченной экспансии финансов. Отметим, что лишь с установлением достаточно жестких рамочных условий, которые действуют относительно финансового капитала, можно рассчитывать на достижения устойчивого и сбалансированного роста воспроизводства с соответствующими благоприятными социальными последствиями.

Приведем наиболее известные примеры создания таких рамочных условий, которые в общем плане можно определить как ранние варианты проведения политики социализации финансов, суть которой в ее нацеленности на контроль, регулирование и переподчинение финансовой сферы задачам развития реального сектора воспроизводства. При этом принципиально важно то, что это не просто теоретические конструкции, они были апробированы и реально использовались в действующих экономических моделях, которые как раз и позволили странам, применявшим их, добиться неплохих результатов в социально-экономической сфере.

К их числу относится опыт реформирования финансовой сферы в США, накопленный в годы "Великой депрессии". Ключевую роль в нем сыграло принятие в 1933 г. закона Гласса-Стиголла о разграничении функций депозитных и инвестиционных банков, который был направлен на сдерживание финансовых спекуляций в финансовой сфере. С его действием для депозитных (коммерческих) банков фактически был установлен запрет использовать привлекаемые средства вкладчиков на спекулятивные операции, что не только гарантировало сохранность депозитов, но и создавало необходимые предпосылки для развития кредитования реального производства и потребительского сектора. Не случайно, что отмена данного закона в 1999 г. разрушила установленные барьеры в финансовой сфере, придав сильный импульс формированию спекулятивно-финансовой модели экономики, или финансиализации.

В контексте реформирования финансовой системы представляет несомненный интерес и предложение Дж. М. Кейнса о введении "значительного государственного налога на все виды биржевых сделок по купле-продаже ценных бумаг", чтобы "смягчить преобладание спекуляций над предпринимательством в Соединенных Штатах".

Полезен послевоенный опыт Японии, которая пошла по другому пути - через жесткое нормирование финансовой деятельности всех коммерческих банков. Оно осуществлялось по самым разным направлениям, реагируя на возникающие потребности в народном хозяйстве. В частности, особое внимание уделялось установлению нормативов при формировании активов банков. В этот период в их структуре доля кредитов производственному сектору и физическим лицам поддерживалась на уровне не менее 70%. Заметим, что сейчас в нашей стране доля кредитов нефинансовым организациям и физическим лицам в активах банков составляет примерно 52-54%. Жесткое регулирование и принудительная специализация банков Японии, так же как их приоритетная ориентация на кредитование хозяйственной деятельности в реальном секторе производства и на поддержку потребительского спроса, - такого рода меры стали важной составляющей "экономического чуда" в этой стране, свершившегося после Второй мировой войны.

Не менее примечателен и своеобразен современный опыт работы исламской банковской модели, которая в известной мере реализует идею беспроцентной экономики. Отказ от практики использования ссудного принципа и формирование вместо него банковской модели финансирования в качестве не кредитора, а соинвестора хозяйственной деятельности в реальном секторе экономики позволил не только фактически устранить возможность развертывания банками спекулятивных операций, но и за счет исключения высокого риска обеспечить устойчивость такой банковской системы, что подтвердилось в период последнего мирового кризиса.

В этой связи следует обратить внимание на своеобразное отражение потребности беспроцентной организации финансовой деятельности в работе западных банков, которая получила развитие в современной практике так называемого "проектного финансирования". Для него характерно использование финансовых ресурсов банков в инвестиционных проектах, при котором банки берут на себя полностью или частично инвестиционные риски при их реализации. Другими словами, банки выступают уже не как кредиторы, а фактически как соинвесторы. При этом выделение средств, как правило, не требует обеспечения и гарантий, а погашаются они исключительно или в основном за счет доходов, генерируемых самими проектами.

Наконец нельзя недооценивать и советский опыт национализации и установления государственной монополии в финансовой сфере, как бы мы сегодня к нему ни относились. Безусловно, у него есть существенные недостатки и издержки, особенно явные в условиях тотального огосударствления экономики, которые надо принимать во внимание, продумывая нынешний подход к глубокому перестроению кредитно-банковской системы. Но он интересен тем, что продемонстрировал саму возможность полного исключения спекуляций в финансовой сфере как рода деятельности, переподчинив ее задачам обслуживания и развития народнохозяйственного комплекса со всеми своими достоинствами и недостатками.

Источник:
Рязанов В. Социализация финансов и беспроцентная экономика: варианты и альтернативы нового финансового порядка // Экономист, № 8, Август 2016, C. 3-23
06:31
576
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.