ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

ОТРЫВКИ

Привилегированный рынок и ценообразование

Свободное (слабо регулируемое) ценообразование характерно для так называемых рынков для привилегированных потребителей. Подобные рынки существовали даже во времена, когда дворянство было привилегированным сословием, а большую часть населения составляли крестьянские семьи, которые вели полунатуральное хозяйство. В XX в. в развитых индустриальных странах, включая СССР, состоялся переход к рынкам для массовых потребителей. Рынки для привилегированных потребителей сохранялись в странах третьего мира.

Одной из характерных черт рынка для привилегированных потребителей является отсутствие или слабое развитие отечественного машиностроения, легкой и пищевой промышленности, а также индустриальных технологий в сельском хозяйстве. Вторая черта рынка для привилегированных потребителей -небольшие масштабы внутреннего рынка.

Еще одна черта «привилегированного рынка» — резкая дифференциация доходов между узким слоем «богатых» и преобладающей массой населения. Именно эта резкая дифференциация доходов и является основной причиной того, что не требовалось особого регулирования цен. Узкий слой «привилегированных потребителей» обращал внимание в первую очередь не на цену товара, а на его престижность и качество. Рынок для потребителей, не имеющих высоких доходов, функционировал, но в его централизованном регулировании не было большой потребности.

Главный недостаток рынка для привилегированных потребителей в том, что они имели и имеют возможность удовлетворять свои потребности за счет дорогого импорта. При этом на долю основной массы населения достается импорт низкокачественных и фальсифицированных товаров, а для страны в целом возрастают опасности, связанные с зависимостью от зарубежного капитала.

Индустриальные технологии позволяют организовать массовое производство товаров, поэтому на индустриальной стадии развития масштабы внутреннего рынка возрастают на порядки по сравнению с рынком для привилегированных особ. С социальной точки зрения массовое производство товаров и услуг «для всех и для каждого», а не только для привилегированного меньшинства, привело к появлению в развитых индустриальных странах феномена социального государства.

Источник:
Амосов А. О переходе от монопольно-спекулятивного ценообразования к установлению цен, доступных для массовых потребителей // Экономист, № 4, Апрель 2016, C. 15-19
08:58
240
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.