ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Отношение населения к образованию в России


Социологические данные показывают, что высшее образование рассматривается не только и не столько как общественное благо, сколько как инструментальная ценность, средство достижения более высоких социальных позиций.

Представление о ценности образования проявляется, например, в том, какое значение придают качеству обучения детей: обучение в «хорошей» школе абсолютное большинство родителей воспринимают как необходимое условие перспективного старта образовательных траекторий. Уровень материальной обеспеченности родителей влияет на выбор школы: чем он выше, тем вероятнее, что дети будут учиться в привилегированной школе, но эта зависимость не слишком значима. Более тесная связь прослеживается между образовательным уровнем родителей и выбором школы. Так, если мать и отец имеют высшее образование, то ребенок с большей вероятностью будет посещать школу с углубленным изучением предметов. На нижних ступенях статусной лестницы повышается вероятность того, что дети учатся в обычной, а не в привилегированной школе.

В числе факторов доступности качественного образования на первое место молодые люди ставят способности, но не считают их единственным необходимым ресурсом. На второе место, правда с большим отрывом, ставят материальные возможности семьи оплатить обучение, а на третье, и здесь отрыв очень небольшой, — проживание в мегаполисах, где в целом уровень образования выше.

Связи родителей также играют существенную роль в получении качественного образования, и этот фактор занимает заметное место, но все же уступает значению способностей. То же можно сказать об интерпретации факторов получения качественного образования респондентами из различных социальных слоев: чем выше самооценка общественного положения, тем больше значение способностей.

Наши исследования показывают, что при неравенстве стартовых позиций общественные устремления родителей направлены на их преодоление, и это определяет предпосылки роста численности среднего класса. Вместе с тем нереализованность амбиций части профессионально образованной молодежи, не получившей доступа к социальным лифтам, выступает фактором, работающим в противоположном направлении. У относящихся к разным стратификационным группам различаются представления о том, что помогает реализовать свои возможности.

Мнение о значении высокого уровня образования и профессионализма разделяют все, а готовность воспринимать и осваивать новое в гораздо большей степени выражают представители ядра и ближней периферии среднего класса. Так, если о необходимости осваивать инновации говорит каждый третий представитель ядра среднего класса, то в нижних слоях так считает лишь каждый десятый. О возможности получить новое, более востребованное в настоящее время образование высказались положительно более половины опрошенных. В то же время о таких возможностях, как открыть собственное дело, найти новую работу, делать крупные покупки или сбережения, респонденты говорят осторожно: менее половины опрошенных оценили эти возможности положительно. При этом оценки представителей разных стратификационных групп сильно различаются. Более 60% представителей ядра и ближней периферии среднего класса считают, что сейчас хорошее время для получения образования, но среди представителей ядра таких заметно больше. В то же время среди нижних слоев к такому выводу приходит значительно меньшая доля респондентов — 24,7%

Источник:
Е. М. Авраамова, В. Н. Титов Социальное развитие современной России: тенденции, риски, перспективы // Вопросы экономики. 2018. No 10. С. 76—89.
04:51
40
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.