ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Автомобиль, как элементы культуры


Многие исследователи считают автомобиль необычным товаром, называют его знаковым, уделяют ему особое внимание.

По словам философа Ж. Бодрийяра, автомобиль занимает отдельное место в системе вещей, представляя собой важнейшее расширение человека.

Автомобиль — часть мира техники, но его значение в нашей жизни куда больше. Не каждый автолюбитель интересуется тем, какой двигатель установлен в его машине, но почти для всех автомобиль не просто средство для перемещения из точки А в точку Б.

Машина воспринимается как символ престижа, показатель социального статуса, жизненной позиции и образа жизни. Она дает человеку ряд новых возможностей: свободу передвижения, невиданную ранее скорость, личное пространство, именно поэтому с появлением автомашины значительно преобразуется социальная практика.

Как в техническом, так и в социальном смысле автомобиль олицетворяет прогресс, привносит изменения, новые возможности, а вместе с тем и идеалы. Дж. Урри уверен, что автомобиль формирует особую культуру, присущую современным людям. Р. Кононенко замечает, что автомобильная культура, возникшая в Соединенных Штатах Америки, на данный момент «не определяется ценностной системой либерального капитализма», потому интересно ассмотреть это феномен в контексте социокультурного развития либерально-капиталистической Америки и Союза Советских Социалистических Республик.

США. Автомобиль, несомненно, является одним из символов американского капитализма. Просторный, блестящий, он воплотил в себе американскую мечту. Автомобильная индустрия не случайно имела такой потенциал именно в США. Этому способствовали темпы развития промышленности, широкий ассортимент машин, наличие качественных автошкол, повсеместное качественное дорожное покрытие, успешные промышленные города, которые олицетворяли здоровый рост жизненно важного для страны производства. Личный транспорт, коим является автомобиль, был необходим для немалой по площади страны, которая к тому же пропагандировала ценности индивидуальности и личного успеха.

В США и сегодня сравнительно слабо развит пригородный общественный транспорт, и в целом он не является необходимым в стране, где машина есть у каждого. Интенсивное эволюционное развитие отрасли существенно отразилось на автомобильной культуре, машина стала способом самовыражения — каждый мог выбрать автомобиль в зависимости от своих возможностей и потребностей (источник).

СССР. История автомобиля в СССР — «совершенно другая история со своими особенными метафорами». Интересно, что если в США приобретение машины повышало статус своего владельца, то в СССР вплоть до 1960-х гг. невозможно было иметь авто, не будучи статусной фигурой. Машины дарили как знаки отличия или распространяли среди представителей номенклатуры и партийной элиты. Автомобили стали относительно доступны в 1972 г., через два года после выпуска первых «Жигулей», — в тот момент количество легковых автомашин превысило количество грузовиков. Это способствовало развитию особой советской автомобильной культуры.

Автомобиль «олицетворял и усугублял разрыв между тем, что советский коммунизм поощрял, и тем, что предоставлял». Предполагалось, что автомобиль будет символом коммунизма, но он стал, по сути, средством десоветизации, значительно изменившим советский образ жизни и повседневную деятельность. Машина начала символизировать свободу личности, независимость, приватное пространство. Это стимулировало самостоятельный советский автотуризм без путевок. В машине можно было не только передвигаться, но и жить. Особое значение приобрели ритуалы ухода за автомобилем, что, в свою очередь, преобразовало пространство советского двора в территорию, где автомобилисты встречались и осуществляли коллективный ремонт своих машин.

По материалам статьи: Санкина А.С. Визуализация ценности в автомобильной рекламе // МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ. 6(78). 2013.

Читайте также:
В прежние времена наши предки бились за лучшие ресурсы для собственного выживания. Сейчас, когда средой обитания человека стали «каменные джунгли», законы выживания не изменились - просто видоизменилось понятие «ресурсы».
В группе машиностроительных отрас­лей автомобилестроение относится к числу широко распространенных, ориен­тированных на массового потребителя.
В группе машиностроительных отрас­лей автомобилестроение относится к числу широко распространенных, ориен­тированных на массового потребителя.
08:32
129
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.