ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Как повысить качество работы преподавателей


Автор, взглянув на ситуацию под углом зрения студентов, обосновал ряд новаций в рамках управления качеством высшего образования. Предложения могут быть приняты к сведению и использованы как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных вузов.

  1. Внедрить системы реально действующей обратной связи двух типов «студенты – преподаватель» и «студенты – администрация вуза». Она должна существовать в привычных для молодого поколения формах: мобильного приложения или личного интернет-кабинета. Периодически, например, в середине семестра, до и после экзамена необходимо проводить анкетирование всех студентов, причём его результаты должны быть доступны только соответствующим преподавателям. Обратную связь «студенты – администрация вуза» стоит использовать гораздо реже, что - бы не создавать у сотрудников лишнего дискомфорта. Причины устойчиво низкого мнения студентов об отдельных преподавателях должны быть всесторонне проанализированы деканатами и кафедрами.
  2. Повысить требования к преподавательскому составу вузов. Чтение лекций стоит доверять лишь тем преподавателям, которые ведут исследования в данной области, а соответственно, имеют достаточное число научных публикаций. Данная информация в структурированной форме должна быть размещена на сайте каждого вуза. Если квалифицированных преподавателей недостаточно, то вузу не стоит набирать студентов на со- ответствующие направления подготовки. Для исключения злоупотреблений необходимо ограничить предельное число студентов в академических группах и потоках. 
  3. Проводить в вузах различные публичные конкурсы типа «Лучший преподаватель, по мнению студентов», в рамках которых распределялись бы материальные и нематериальные награды. Это очень важно для повышения мотивации преподавателей вузов к самосовершенствованию. К тому же стоит рассмотреть возможность определения части дохода каждого сотрудника в зависимости от степени удовлетворенности обучающихся его работой. Как бы к этому не относились преподаватели, в том числе и автор, студенты или их родители приобретают образовательные услуги . Это делает неизбежным повышение их качества в условиях жесткой конкуренции вузов. 
  4. Содействовать реальному взаимодействию органов студенческого самоуправления и администрации вузов в части создания специальных смешанных дисциплинарных комиссий. На их заседаниях необходимо разбирать докладные преподавателей в отношении лиц, мешающих ведению занятий, длительное время отсутствующих, а также коллективные жалобы студентов на нарушение их прав (грубое обращение, неквалифицированное ведение занятий и т.д.). Голоса таких комиссий стоит сделать совещательными, однако на их основе деканатами должны приниматься окончательные решения, вплоть до отчисления студентов и замены преподавателей.
  5. Создать условия для повышения педагогической подготовки преподавателей путём прохождения ими полноценных углубленных курсов в области педагогики, практической психологии, ораторского искусства и т.д. В первую очередь речь должна идти о сотрудниках непенсионного возраста. 
  6. Регламентировать комплексную систему привлечения и отбора практикующих специалистов для преподавания, в т.ч. на условиях почасовой оплаты. Во-первых, их стоит обязать пройти курс психолого-педагогической подготовки. Во-вторых, они должны иметь наставников из числа опытных сотрудников кафедр, которые будут не надзирать за ними, а помогать адаптироваться к новой работе. В-третьих, установить специальные надбавки за наличие практического стажа, т.к. нередко доход преподавателей-практиков из-за отсутствия у них учёных степеней и званий находится на уровне ассистентов-аспирантов. В ряде случаев это явно не - справедливо и не способствует привлечению эффективных преподавателей-практиков.
  7. Ввести систему функционального подчинения преподавателей-«семинаристов» лекторам, за которыми они ведут свои занятия. Лекции читают обычно наиболее опытные и квалифицированные преподаватели, которые должны контролировать и направлять своих ассистентов, что невозможно без наличия реальных полномочий. В настоящее время это можно осуществить только через заведующего кафедрой, что не- редко приводит к конфликтам и дальнейшему нежеланию лекторов вмешиваться в данный процесс. Цель новации – в цивилизованной форме упорядочить отношения между преподавателями кафедр для повышения качества подготовки студентов. 
  8. Осуществить ревизию рабочих учебных планов и оптимизировать их. Стоит лишь отчасти согласиться со студентами по поводу избыточности общеобразовательных дисциплин. Современные студенты обычно не осваивают риторику, основы делового общения и этикета, явно недостаточное внимание уделяется иностранным языкам, а также физической культуре. Как видно, речь тоже идёт об общеобразовательных дисциплинах, однако их применение на практике совершенно очевидно. Болезнен и вопрос относительно узкоматематических дисциплин. Очевидно, что в реальной профессиональной деятельности экономистов большая часть преподаваемого материала в этой области не найдёт практического применения («как использовать в своём деле решение задачи «матричные игры»?). С другой стороны, математика – гимнастика для ума. Однако, по мнению автора, ум современных студентов можно «тренировать» не менее эффективно с использованием прикладных предметов в области, смежной с точными науками, например, «Финансовая математика», «Бизнес-статистика», «Технический и фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг» и т.д.
  9. Проводить на обязательной основе научные семинары для студентов, на которых ведущие преподаватели вузов смогут кратко рассказывать о результатах своей научной деятельности. Это позволит: а) расширить профессиональный кругозор обучающихся; б) заинтересовать студентов возможностью участия в научных исследованиях; в) повысить престиж преподавателей-исследователей; г) стимулировать преподавателей к ведению научной деятельности. 
  10. Повысить требовательность вузов к пунктуальности преподавателей. Учёба должна начинаться строго по расписанию, иначе это расхолаживает студентов. Действительно, будут ли они приезжать в университет заранее, если после начала занятий видят преподавателей, которые только идут в свои аудитории? Очевидно, что дисциплинированные педагоги добьются и от своих студентов пунктуальности и дисциплинированности.
  11. Усилить требовательность к посещаемости студентов очной формы обучения, установив минимальный процент присутствия на занятиях. В случае значительных нарушений необходимо автоматически до начала сессии переводить непосещающих студентов на заочную форму обучения. Для повышения престижа очного образования необходимо вернуться к практике указания в дипломе формы, по которой происходило обучение (такую инициативу одобряют 43,9% студентов). Возможно, стоит рассмотреть возможность запрета (либо ограничений) на получение высшего образования в заочной форме (по крайней мере, в области общественных наук) 
  12. Сформировать систему государственных годовых грантов на обучение вместо действующего единовременного механизма. Первое распределение должно осуществляться по результатам ЕГЭ, а последующие – уже по результатам отчетных периодов. Отличники должны премироваться за свой труд – при равном количестве сессионных баллов за два семестра должна учитываться посещаемость, если и в этом случае будет тождество результатов, то возможность учиться за государственный счёт должна остаться у студентов, которые ранее были «на бюджете». В такой ситуации конкуренция среди хорошистов и отличников резко увеличится, что приведёт к их более усердной работе. Здоровая борьба за реальные деньги (гранты) поможет сократить масштабы списывания, т.к. студенты будут заинтересованы в том, чтобы экзамены проходили максимально честно. 
  13. Провести общественные консультации по целесообразности пере- дачи стипендиального фонда для предоставления дополнительных бюджетных мест. По мнению автора, упразднение стипендий в большинстве случаев не окажет существенного отрицательного социального влияния, при этом положительный эффект очевиден. Однако это очень серьёзный вопрос, требующий выяснения позиции общества в целом.
  14. Усилить воспитательный аспект высшего образования. Да, в заполненных анкетах не было ни брани, ни грубости. Вместе с тем итоговые комментарии относительно «качества работы персонала», «смены преподавателей, которым уже за 50 », и разнообразные предложения « жёстко мониторить качество преподавания» говорят о том, что предметы коммуникационной направленности («Конфликтология», «Этика» и др.) нужно преподавать в большем объеме. Безусловно, это не обесценивает мысли, которые студенты донесли до автора при заполнении анкет. Кроме того, необходимо проводить работу со студентами с целью повышения уровня их требовательности, прежде всего, к себе.

Источник:
Юрий Эзрох ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: УГОЛ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ // Общество и экономика, 2018, № 4.
12:25
182
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.