ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Эффект липучки


С концептуальной точки зрения эффект липучки — это прирост расходов бюджета после получения межбюджетного трансферта (как правило, нецелевого), превышающий прирост, который мог быть вызван аналогичным по величине приростом частных доходов на данной территории, с учетом величины предельной склонности к потреблению местных общественных благ со стороны населения.

Анализ эффекта липучки составляет элемент исследования оптимальной величины предложения общественных благ в экономической системе. Предоставление межбюджетного трансферта снижает величину общефедеральных благ (расходы донора), чтобы расширить пре - доставление локальных общественных благ. Считается, что «потеря» первых превышает производство вторых в стоимостном выражении, но более эффективно в масштабе экономики в целом (в силу аргументов об эффективности децентрализации расходов, распределении налоговых полномочий и менее искажающем влиянии общефедеральных налогов).

Идентификация эффекта липучки свидетельствует о «компенсации» этой потери за счет сектора производства частных благ и об удовлетворении интересов бюджета-донора. Отсутствие эффекта свидетельствует о более гибкой (с потенциалом сокращения нагрузки) налоговой политике бюджета-получателя и потенциально большем учете с его стороны интересов местного налогоплательщика, однако при этом финансовые ресурсы возвращаются обратно в частный сектор на величину, превышающую эффективный уровень.

Результаты анализа в рамках эффекта липучки позволяют оценить последствия выделения трансферта, возникающие фискальные стимулы и целесообразность его выделения. Традиционно считается, что эффект липучки — непропорционально высокий прирост расходов в ответ на трансферт по сравнению с частным доходом — это аномалия, так как противоречит постулату теории бюджетного федерализма о соответствии интересов и поведения субнациональных властей интересам и индивидуальным предпочтениям их медианного избирателя (предполагается, что все субъекты действуют в условиях полной информации). Однако эмпирически показано, что если прирост расходов бюджета-получателя в результате единичного прироста частных доходов оценивается примерно в 0,1 ед., то диапазон изменения расходов на единицу трансферта может варьировать от 0,25 до 1,06. Для нецелевых трансфертов стимулирующее влияние на расходы менее выражено, поэтому анализ эффекта липучки при их использовании представляет особый интерес.

Источник:
Е.Н. Тимушев Доходы, гранты и фискальные стимулы: оценка и причины эффектов децентрализации бюджетной системы РФ // Вопросы экономики, 2018, № 1
12:04
17
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.