ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Специфика федерального бюджета России 2016 года


Однолетний бюджет на 2016 г. имеет существенную специфику. Он весьма противоречив. Оказалось неподтвердившимся отправное положение "Основных направлений бюджетной политики на 2015 г.", что "с 2013 года... созданы предпосылки для достижения сбалансированности бюджета в долгосрочном периоде и сокращения его зависимости от нефтегазовых доходов". Относительно ВВП эти доходы в 2016 г. предполагаются на уровне 7,7% в сравнении с 9,8% по ненефтегазовым доходам. "Сокращение зависимости" расходов бюджета от нефтегазовых доходов, казалось бы, стало фактом. Но указанные величины сложились с учетом того, что покрытие дефицита бюджета планируется в основном за счет "нефтегазового" по сути Резервного фонда.

Поэтому на самом деле зависимость бюджета от конъюнктуры цен на мировом рынке энергоносителей не преодолевается, а возрастает, особенно при высокой величине совокупного долга и долга госкорпораций, источником для погашения которого остается сокращающаяся выручка от экспорта нефти. При нынешних ненефтегазовых доходах внешний долг будет погашаться с трудностями даже календарного порядка. В этой связи приходится рисковать, предусматривая расходование, хотя и осторожное, абсолютно "нефтегазового" Резервного фонда. При доходах бюджета на 2016 г. в объеме 13,738 трлн. руб. и расходах - 16,096 трлн. руб. бюджетный дефицит составляет 2,36 трлн. руб., или 3% ВВП. При величине Резервного фонда в размере 5,507 трлн. руб. на покрытие дефицита предстоит направить 2,137 трлн. руб.

Если бы планировался бюджет на трехлетний период при сложившейся цене на нефть, то в 2017 г. средства фонда оказались бы в основном исчерпанными. Планирование в рамках "трехлетки" такого исчерпания вызвало бы тревогу и соответствующие ожидания, включая инфляционные. А исчерпание, скорее всего, произойдет, и ни для кого не будет неожиданным - такова логика бюджетирования, не ориентированного на результат.

Бюджет на 2016 г. составлялся с надеждой, что "прогнозируемая" цена нефти в среднем за год будет не ниже 50 долл. за баррель. Во время составления проекта бюджета на 2016 г. цена уменьшалась до уровня 43 долл. за баррель при курсе доллара 70,74 руб. ("черный понедельник", 24 августа 2015 г.). В действительности цена нефти не один месяц может быть ниже 40 долл. за баррель, в связи с чем доходы окажутся меньше прогнозируемых и возможен прирост дефицита бюджета. В этой связи предринимаются попытки увеличить предложение нефти, что является фактором дальнейшего снижения ее цены.

Источник:
Селезнев А. Однолетний бюджет на 2016 г. В свете опыта "трехлеток" и кризисной ситуации в стране // Экономист, № 1, Январь 2016, C. 30-45
05:37
1088
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.