ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Климатическая политика России


Россия — четвертая по объему выбросов парниковых газов национальная экономика и важный участник международных климатических переговоров.

Климатическая политика России

Россия — четвертая по объему выбросов парниковых газов национальная экономика и важный участник международных климатических переговоров. Именно благодаря ратификации РФ в 2005 г. вступил в силу Киотский протокол. Кроме того, трансформационный кризис 1990-х годов привел к тому, что за период с 1990 по 2012 г. Россия добилась наибольшего в мире абсолютного сокращения выбросов — около 1,8 млрд т CO2-экв. (CO2 -эквивалента). В то же время российское участие в международном сотрудничестве в области изменения климата остается пассивным и традиционно рассматривается как способ решения различных внешнеполитических или внешнеэкономических задач. Так, в 1990-е годы оно выступало средством интеграции страны в международное сообщество и одним из важных направлений сотрудничества с США; в 2000-е годы Россия использовала климатическую повестку для получения уступок от зарубежных партнеров, а позднее — для привлечения в страну инвестиций в рамках проектов совместного осуществления Киотского протокола. 

В настоящее время Россия ссылается на сокращение выбросов с 1990 г., чтобы продемонстрировать свои успехи в низкоуглеродном развитии, хотя они стали результатом промышленного кризиса после распада СССР и последовавшей структурной трансформации российской экономики, а не активной климатической политики. Климатическая политика в России возникла только в 2008— 2009 гг. В частности, в 2009 г. был принят первый официальный документ в этой сфере — Климатическая доктрина Российской Федерации, которая имела рамочный характер. Для наполнения ее конкретным содержанием в 2010 г. был принят План реализации доктрины. Впрочем, в нем лишь перечислены косвенно связанные с климатом меры из различных федеральных программ, не предполагается их дополнительное финансирование.

Среди мер по сокращению выбросов с 2008 г. на первый план вышли направленные на повышение энергоэффективности экономики — один из главных приоритетов в период президентства Д. А. Медведева. Поставленная тогда цель снизить энергоемкость ВВП на 40% в период с 2007 по 2020 г. позднее была смягчена и сегодня составляет 44% за период с 2005 по 2030 г. Однако из-за секвестра бюджета субсидии регионам, выступавшие основным каналом финансирования программы повышения энергоэффективности, в 2015 г. были отменены. В 2013 г. президент В. В. Путин подписал указ, устанавливающий количественную цель по сокращению выбросов парниковых газов: к 2020 г. их уровень не должен превышать 75% объема выбросов 1990 г. В указе не уточняется, учитывает ли этот показатель выбросы от землепользования, изменений в землепользовании и лесном хозяйстве (ЗИЗЛХ). По официальным данным, в 1990 г. российские выбросы парниковых газов составляли около 3,7 млрд т CO2 -экв. без учета ЗИЗЛХ и около 3,9 млрд т СO2 -экв. с их учетом. В 2015 г. они со - ставили примерно 2,7 и 2,1 млрд т CO2 -экв., или 70 и 55% от уровня 1990 г. соответственно. 

Другими словами, независимо от того, учитываются ли в указе сокращения выбросов от ЗИЗЛХ, целевой уровень выбросов оказывается выше текущего, то есть указ дает возможность увеличить, а не уменьшить выбросы. С учетом замедления экономического роста в России поставленная в указе цель будет достигнута без каких-либо дополнительных усилий. После подписания указа президента правительство РФ разработало план мероприятий по его исполнению. Он предполагает формирование системы мониторинга, отчетности и проверку объема выбросов парниковых газов, разработку методических рекомендаций по количественному определению объема выбросов для предприятий и регионов и подготовку концепции проекта Федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов». Впрочем, учитывая, что цель на 2020 г. может быть достигнута автоматически, смысл подобного регулирования не вполне ясен. В рамках переговоров по Парижскому соглашению страны представили свои ориентиры по сокращению выбросов в форме INDC. Российская сторона декларировала в качестве цели «показатель в 70—75% выбросов 1990 г. к 2030 г., при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов».

По материалам статьи: Макаров И.А. Последствия Парижского климатического соглашения для экономики России // Вопросы экономики. 2018. No 4. С. 76—94

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Парижское соглашение, принято в декабре 2015 г. на 21-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН).
Экономический кризис 1998 года привел к падению ВВП страны в три раза (до 150 млрд долларов).
В 2016 году темп роста цен составил 5,4%, что является рекордом за всю историю наблюдений за рыночной экономикой России.
Динамика роста цен в России и анализ факторов, которые влияли на инфляцию в разные периоды времени.
Административное воздействие на экономику часто не учитывает реальные стимулы, влияющие на людей.
ВВП России по ППС на душу населения в 2015 году составил 24451 долл (при этом номинальный ВВП на душу населения равен 13220 долл).
Высокий уровень цен на нефть положительно влияет на выпуск в долгосрочном периоде, однако воздействие на темпы роста оказывается положительным в краткосрочном периоде и отрицательным в среднесрочном.
К началу Первой мировой войны на пути модернизации России имелись как явные успехи, так и "ухабы" в виде незавершенных столыпинских аграрных реформ
В 1897-1899 годах министром финансов Сергеем Витте была проведена денежная реформа, ознаменовавшая введение в России золотого обращения.
382
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.