ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Причины современного долгового кризиса


Фундаментальной предпосылкой глобализации долговых проблем и появления такого феномена, как глобальный долговой кризис, стал бурный рост финансовой экономики и финансовой либерализации.

Причины современного долгового кризиса

В 2007-2014 гг. совокупный глобальный долг, по расчетам Глобального института McKinsey, увеличился на 57 трлн долл., достигнув 199 трлн долл., или 287% мирового ВВП. Наиболее высокими темпами росли обязательства центральных правительств и корпоративный долг.

По оценкам Института международных финансов, к началу 2017 г. глобальный долг достиг 230 трлн долл., или 313% мирового ВВП. Если в 2000 г. прирост ВВП на 1% вызвал прирост глобального долга на 2,4%, то в 2016 г. - уже на 4,6%.

"Спусковым крючком" глобального долгового кризиса послужил кризис корпоративной задолженности. Он начался в США с кризиса частной (в основном ипотечной) задолженности, быстро переросшего в кризис задолженности банков и корпораций. В сентябре 2008 г. дефолт крупнейших финансовых институтов США, играющих важнейшую роль в функционировании мировой экономики, вызвал первую волну глобального финансово-долгового кризиса (OECD, 2013; Kheyfets, 2012). Для его нейтрализации и оказания помощи ведущим корпорациям и банкам большинство стран увеличили государственные расходы, в том числе за счет роста государственного долга. В условиях сужения спроса на рынках и падения производства это определило уменьшение доходов государственных бюджетов и обострение проблем бюджетного дефицита. В особенно тяжелом положении на первом этапе глобального долгового кризиса оказались европейские страны - Исландия, Ирландия, Кипр, Греция, Испания, Португалия, а также Япония, США и некоторые другие государства. Даже возник вопрос о возможном выходе из еврозоны некоторых слишком отягощенных долгом стран (Кипр, Греция) с целью сохранить стабильность общей валюты евро.

В 2011-2015 гг. в результате принятых мер многие страны ЕС несколько сократили бюджетный дефицит, однако ситуация остается сложной. Проблема бюджетного дефицита не потеряла остроту и для ряда других развитых стран (табл. 1).

Бюджетный дефицит покрывался в основном за счет денежной эмиссии и новых заимствований, что привело к серьезным проблемам государственной задолженности. О соотношении госдолга и ВВП в отдельных государствах, которое еще называют "долговым навесом", можно судить по данным таблицы 2.

Таблица 1

Баланс бюджета центрального правительства в ряде стран (на начало года, в % ВВП)

Страна 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Еврозона (19 стран) -0,6 -2,2 -6,3 -6,2 -4,2 -3,7 -3,0 -2,6 -2,1
Германия -1,7 -0,2 -3,2 -4,2 -1,0 0,0 -0,2 0,3 0,7
Греция -6,7 -10,2 -15,2 -11,2 -10,2 -6,5 -3,5 -4,1 -3,1
Кипр 3,3 0,9 -5,4 -4,7 -5,7 -5,8 -4,9 -8,8 -1,1
Ирландия 0,3 -7,0 -13,8 -32,1 -12,6 -8,0 -5,7 -3,7 -1,9
Испания 2,0 -4,4 -11,0 -9,4 -9,6 -10,5 -7,0 -6,0 -5,1
Италия -1,5 -2,7 -5,3 -4,2 -3,5 -2,9 -2,9 -3,0 -2,6
Португалия -3,0 -3,8 -9,8 -11,2 -7,4 -5,7 -4,8 -7,2 -4,4
Франция -2,5 -3,2 -7,2 -6,8 -5,1 -4,8 -4,0 -4,0 -3,5
Великобритания -2,9 -4,9 -10,5 -9,5 -7,6 -7,7 -5,7 -5,6 -4,2
США -2,9 -6,7 -13,1 -10,9 -9,6 -7,9 -4,4 -4,2 -3,5
Япония -1,3 -2,1 -1,9 -8,8 -8,3 -8,7 -7,7 -6,2 -5,2
Источник:IMF, 2016. P. 63.

Таблица 2

Соотношение общего долга центрального правительства и ВВП (на начало года, в %)

Страна 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Еврозона (19 стран) 64,9 68,5 78,3 84,1 86,7 91,3 93,3 94,3 92,5
Германия 63,5 64,9 72,4 81,0 78,3 79,5 77,1 74,5 71,0
Греция 103,1 109,4 126,7 146,2 172,1 159,6 177,7 180,1 176,9
Кипр 53,6 44,6 53,4 56,3 65,8 79,3 102,5 108,2 108,9
Ирландия 23,9 42,4 61,7 86,3 109,6 119,5 119,5 105,2 78,6
Испания 35,5 39,4 52,7 60,1 69,5 85,4 93,7 99,3 99,3
Италия 99,8 102,4 112,5 115,4 116,5 123,3 129,0 132,5 132,7
Португалия 68,4 71,7 83,6 96,2 111,4 126,2 129,0 130,2 129,0
Франция 64,4 68,1 79,0 81,7 85,2 89,6 92,4 95,3 96,1
Великобритания 42,2 50,3 64,2 75,7 81,3 84,8 86,0 87,9 89,0
США 64,0 72,8 86,0 94,7 99,0 102,5 104,6 104,6 105,2
Япония 183,0 191,8 210,2 215,8 231,6 238,0 244,5 249,1 248,0

Источник: IMF, 2016. Р. 69.

Эти показатели характеризуют состояние экономики с точки зрения ее долговой уязвимости. Так, для анализа риска долгового кризиса МВФ предлагает следующие пороговые значения соотношения долг/ ВВП: низкий (30%), средний (40%) и высокий (50%). Нормативы европейского "Пакта стабильности и роста" (1997 г.) в целях обеспечения устойчивости зоны евро для суверенного долга составляют до 60% ВВП, а для годового дефицита бюджета - до 3% ВВП. К похожим критическим значениям уровня долговой зависимости экономики приходят К. Рейнхарт с соавторами. На основе анализа долговых кризисов за 1800-2011 гг. они рассчитали порог для соотношения совокупный долг/ВВП на уровне 90%: в годы его превышения темпы экономического роста снижались на 1% и более.

В то же время реальная картина долговой устойчивости требует детального структурного анализа. Например, с учетом только внешнего долга для некоторых стран она будет отличаться. В частности, нерезидентам принадлежит менее 1/3 государственного долга США и 1/10 госдолга Японии. Кроме того, в структуре совокупного внешнего долга многих стран значительное место занимает задолженность корпоративного сектора. При этом ряд исследователей отмечают возросшую роль корпоративного и частного долга в долговой уязвимости.

Доля корпоративного долга в общем объеме внешнего долга некоторых стран (на начало года, в %)

Источники: Росстат. Россия и страны мира, 2010. С. 359; 2012. С. 368; 2016. С. 372.

Рис. 2

В этом плане представляет интерес подход американского финансового эксперта, экс-банкира Р. Вейга к оценке роли корпоративной задолженности в долговых кризисах. В исследовании таких кризисов за последние 150 лет он пришел к выводу, что они возникают, когда частный долг превышает ВВП в 1,5 раза и его уровень растет примерно на 20% в течение 5 лет. Именно с такой проблемой США столкнулись в 2008 г., а многие страны еврозоны - несколько позднее. Есть и другие государства, подпадающие под данные критерии и соответственно сталкивающиеся с угрозой кризиса. С. Кин выделяет 7 стран, у которых частный и корпоративный долг превышает 175% ВВП и наблюдаются высокие темпы прироста корпоративного долга (около 10% в год) - Китай, Австралия, Швеция, Гонконг, Ю. Корея, Канада, Норвегия.

Одними из первых признаков кризиса суверенного долга стали лишение США летом 2011 г. высшего инвестиционного рейтинга агентством Standard & Poor's и острая полемика в связи с угрозой технического дефолта по поводу увеличения лимита государственного долга. В августе 2011 г. Конгресс США повысил лимит госдолга на 2,4 трлн долл. - до 16,7 трлн в обмен на обязательства исполнительной власти сократить бюджетные расходы в течение 10 лет. В октябре 2015 г. лимит был поднят до 19,6 трлн долл. В начале 2017 г. госдолг США приблизился к 20 трлн долл., и для легитимации его дальнейшего роста требуется снова увеличить лимит до конца текущего года. В целом за последние 10 лет объем американского госдолга возрос почти на 10 трлн долл., что эквивалентно сумме, занятой за предыдущие 200 лет.

Другой лидер по долговой отягощенности экономики - Япония, госдолг которой оценивается на уровне 12,5 трлн долл. (2016 г.). Японский "долговой навес" сформировался из-за растущего с середины 1990-х годов бюджетного дефицита. Важную роль в этом играли увеличение социальных расходов для стареющего населения и слабая динамика номинального ВВП. В период с 1989 по 2015 г. задолженность правительства Японии выросла более чем в три раза, а долг частного сектора сократился на 55%. ВВП вырос примерно на 25%, поскольку в условиях доминирующего роста государственного долга он все чаще вытеснял частный кредит, а заимствованные государством средства использовались для финансирования все более непродуктивной деятельности (Wilson, 2016).

Долговая нагрузка экономики ведет к дополнительным расходам на обслуживание долга. Например, в Японии почти 16% всех доходов федерального бюджета, или 130 млрд. долл., идет на уплату процентов по государственным облигациям, большая часть которых используется для рефинансирования существующего долга. В 2017 фискальном году США должны потратить на выплату процентов по госдолгу 266 млрд. долл., что составляет 6,5% расходов федерального бюджета, а к 2026 г. подобные расходы могут достичь 787 млрд. долл., или 12,2% бюджетных расходов.

Такие значительные платежи оказывают существенное дополнительное давление на бюджеты этих стран, что, в свою очередь, будет стимулировать новые займы. Кроме того, долговая нагрузка возрастет в связи с повышением ключевой ставки ФРС. В конечном счете это вызовет рост недоверия к американскому доллару; как следствие, серьезные проблемы возникнут не только у США, но и у всей мировой экономики.

По материалам статьи: Б. Хейфец Новая волна глобального долгового кризиса: риски возрастают // Вопросы экономики, №12, Декабрь 2017, C.81-95

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
В числе особенностей современного долгового кризиса, определяющих его продолжительность и потенциальную опасность для устойчивого развития мировой экономики, можно отметить следующие.
Внешний долг КНР в 2009-2015 гг. вырос в 3,8 раза и превысил 1,4 трлн долл.
Китай достигнет 200%-ной отметки отношения частной задолженности к ВВП уже к 2020 г. После этого в стране можно ожидать кредитный кризис.
Если задолженность частного сектора страны достигает примерно 200% от ВВП, то экономика скоро ожидает кризис.
Как удалось победить гиперинфляцию в Аргентине путем привязки курса национальной валюты к американскому доллару.
Смягчить денежную политику и простимулировать экономику можно не только снижением учетной ставки.
Как азиатский финансовый кризис повлиял на рынок деривативов.
Как жесткая привязка песо к доллару привела Аргентину к кризису и крупнейшему в истории дефолту.
Только в 1925 году цены на недвижимость во Флориде выросли в 4 раза.
785
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.