ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Госзаказ и группы заказчиков: цифры


В российском госзаказе заказчики делятся на четыре группы субъектов по показателю стоимости контрактов, заключенных в течение года.

Госзаказ и группы заказчиков: цифры

В таблице 2 приведены результаты расчета за 2016 г. Показатели за первую половину 2017 г. дают аналогичные результаты. Заказчики каждой группы располагают сходными финансовыми возможностями, у них общие продуктовые потребности, структура контрактов, закупочные процессы, номенклатура закупок.

Микрозаказчики составляют 36% госзаказчиков, объем контрактов - 0,4% суммы контрактов, заключенных и размещенных в ЕИС. Один микрозаказчик заключает в год 3-4 контракта при средней цене контракта 110 тыс. руб. Годовой объем контрактов не превышает 400 тыс. руб. в среднем по группе. Микрозаказчики заключают в год контракты на поставку компьютеров и периферийного оборудования на сумму 130 млн руб., офисной бумаги - 90 млн руб., мебели - 41 млн руб. и иной готовой продукции.

Мелкие заказчики составляют 45% госзаказчиков, объем контрактов - 4,3% суммы контрактов, заключенных и размещенных в ЕИС. Один мелкий заказчик заключает в год 12 контрактов при средней цене контракта 300 тыс. руб. Годовой объем контрактов не превышает 3,5 млн руб. в среднем по группе.

Две эти группы формируют сегмент малобюджетных заказчиков, которые составляют 80% заказчиков и заключают 5% от суммы всех контрактов (рис. 1).

Источник: здесь и далее в рисунках - расчеты ЦСР по данным ЕИС.

Рис. 1

Малобюджетные заказчики закупают преимущественно типовую, стандартную продукцию, одну и ту же год за годом. Закупочное портфолио включает пищевые продукты: молоко, мясо, хлебобулочные изделия, фрукты и овощи - все, что продается в готовом виде на открытых коммерческих рынках, в магазинах и палатках. Контракты на продукты питания составляют 1/3 закупок микрозаказчиков, или 750 млрд руб. в год. На предоставление услуг коммунальной инфраструктуры приходится 45% заказа малобюджетных заказчиков (табл. 3).

Средние заказчики составляют 15% госзаказчиков, объем контрактов - 12% суммы контрактов, заключенных и размещенных в ЕИС. Один средний заказчик заключает в год 63 контракта при средней цене контракта 500 тыс. руб. Годовой объем контрактов не превышает 31 млн руб. в среднем по группе.

Таблица 3

Закупочное портфолио различных групп заказчиков, госзаказ 2016 г. (млрд руб.)

Наименование контрактной группы Поставки товаров Строительные работы Услуги Услуги ЖКХ
Микрозаказчики 2,58 1,58 3,05 13,63
Мелкие заказчики 50,14 29,63 53,83 100,12
Средние заказчики 199,73 130,48 212,60 127,73
Крупные заказчики 1111,62 1659,43 1617,45 197,60

Крупные заказчики составляют 4% госзаказчиков, объем контрактов - 83% суммы контрактов, заключенных и размещенных в ЕИС. Один крупный заказчик заключает в год 193 контракта при средней цене контракта 4,1 млн руб. Годовой объем контрактов составляет в среднем 799 млн руб. по группе.

К крупным заказчикам относятся около 6 тыс. организаций (см. рис. 1). Крупные заказчики реализуют масштабные, специализированные, сложные, долгосрочные и социально важные проекты, осуществляют широкое строительство. В структуре контрактов строительный подряд занимает 37% по стоимости, или 1,7 трлн руб. Крупные заказчики осваивают 90% всего российского государственного строительного подряда.

Отмеченные группы заказчиков выполняют разный объем работы. Различаются структура и номенклатура закупок, длительность и сложность контрактов. Заказ каждой группы по-разному влияет на экономику страны и социальную сферу российского общества. В отношении всех заказчиков действуют единые требования, установлены одинаковые права и обязанности. Это - неравновесная модель, в которой правовой режим контрактации не соответствует объему, сложности и внешним эффектам заказа. Административная ответственность завышена для одних заказчиков и занижена для других, правовые нормы обращены ко всем и ни к кому. В итоге государство и общество не получают от госзаказа той отдачи, на которую рассчитывают.

По материалам статьи: Анчишкина О. Контрактные основы российской экономики: сфера государственного, муниципального и регулируемого заказа // Вопросы экономики, №11, Ноябрь 2017, C.93-110 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
По материалам статьи Кудрин А., Кнобель А. Бюджетная политика как источник экономического роста // Вопросы экономики, №10, Октябрь 2017, C.5-26.
"Бюджетное правило" предполагает лимитирование расходов государственного бюджета исходя из цены на нефть.
Объём американских поставок СССР по ленд-лизу составил около 10,8 млрд $.
Согласно установленным Минпромторгом целям, доля импорта в нефтегазовом машиностроении сократится к 2020 г. только до 43% по сравнению с 57% в 2014 г.
Пример из учебника Тарасевича Л.С "50 лекций по микроэкономике".
Пример преодоления институциональной ловушки.
59
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.