ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Приватизация информации


Любой человек — собственник по натуре: он активно впитывает те сообщения, которые может «приватизировать» (интерпретировать) и подвергает цензуре те, что уже кем-то «приватизированы».

Приватизация информации

Сравним три сообщения.

  1. Лозунги советской пропаганды кто-то остроумный перевел в алгоритм: «Наши больные — самые здоровые в мире, наши карлики — самые высокие». В данном случае мы видим попытку приватизации всего в мире.
  2. Услышав старческое ворчание: «Раньше томатный сок был краснее, соль — соленее, сахар — слаще», мы становимся свидетелями попытки приватизации моментов юности.
  3. Обычные гендерные войны: накормив мужчину, женщина говорит «Ну теперь ты — мой», что мужчина понимает по-своему, применительно к посуде: «Нет уж, мой сама». Такова попытка приватизации личных отношений.

Во всех сообщениях человеку, на которого направлено воздействие, «приватизировать» нечего — за него это сделал говорящий, не допустив ответной реакции, т. е. коммуникации. Таких людей все, как правило, избегают, понимая, что в разговоре будет доминировать кто-то один (явно не ты), но в тебя изольются реки ненужной откровенности.

Похожие примеры мы встречаем в литературе и драматургии. Два гения всех времен и народов, Л. Толстой и В. Шекспир, представляют и два подхода в работе с сообщениями. Первый в произведении мастерски описывает детали, не оставляя после себя никакого простора для интерпретаций; второй делает читателя своим соавтором, отчего количество театральных и киноримейков Толстого и Шекспира разнятся в сотни раз. «Шекспир пишет пьесу, потом собирает артистов и говорит: — Ребята, вот история, давайте разовьем ее в спектакль. Не будем мелочиться: воткнем в сцену палку, на табличке напишем «лес», на другой — «замок». Пусть зритель досочинит, довообразит. Толстому это решительно не по душе. Но тысячи режиссеров умирают от счастья, когда могут идеи Шекспира развить и превратить в свои».

При покупке обыкновенного пылесоса может быть выявлен ряд функциональных, социальных, духовных и ментальных преимуществ марки, которую человек покупает. Предметом «приватизации» в данном случае выступает то, ради какой выгоды человек покупает товар. Понятно, что товар сам по себе выгоды не несет, он просто удовлетворяет возникшую потребность. В современных требованиях клиента к товарам и услугам не оговаривается возможность последующей информационной спекуляции на покупке (перед родственниками, друзьями, сослуживцами и т. д.).

«Где вы нашли этот чудный миксер?» Комплимент — это информация, которую адресат может «приватизировать». «Приватизирует» покупку человек и в собственных глазах. Вопреки устоявшемуся мнению автомобиль конкретной марки человек покупает не из-за того что он удобен, красив и сверхкачественен, а как подтверждение идеи о том, что он «крутой».

Люди ходили и будут ходить на концертные выступления М. Задорнова, потому что там можно «приватизировать» идею о том, что мир полон глупости, а русские как минимум не последние дураки в нем (предмет «приватизации» — национальное самоутверждение).

По материалам статьи: Сыченков В.В. Малые информационные войны как новая модель коммуникации // Интернет-маркетинг, №1, 2008 г.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
В 1990-е Управление по охране окружающей среды в США решило снизить выбросы диоксида серы у электростанций.
Почему многие корпорацию платят высокие дивиденды, несмотря на двойное налогообложение.
Используется при критике плановой экономики.
Представим себе, что решили купить квартиру. Отражает ли имеющаяся цена ее реальную ценность?
Если обе стороны получат полную информацию о состоянии здоровья страхователя, то этот бизнес рухнет.
Может ли рынок ценных бумаг быть эффективным, с точки зрения отражения информации в цене активов?
Гарри Беквит в книге "Продавая незримое" пишет о господстве торговых марок в современном мире.
Почему, с точки зрения экономиста, принцип "caveat venditor" хуже, чем "caveat emptor".
438
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.