ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Приватизация информации


Любой человек — собственник по натуре: он активно впитывает те сообщения, которые может «приватизировать» (интерпретировать) и подвергает цензуре те, что уже кем-то «приватизированы».

Приватизация информации

Сравним три сообщения.

  1. Лозунги советской пропаганды кто-то остроумный перевел в алгоритм: «Наши больные — самые здоровые в мире, наши карлики — самые высокие». В данном случае мы видим попытку приватизации всего в мире.
  2. Услышав старческое ворчание: «Раньше томатный сок был краснее, соль — соленее, сахар — слаще», мы становимся свидетелями попытки приватизации моментов юности.
  3. Обычные гендерные войны: накормив мужчину, женщина говорит «Ну теперь ты — мой», что мужчина понимает по-своему, применительно к посуде: «Нет уж, мой сама». Такова попытка приватизации личных отношений.

Во всех сообщениях человеку, на которого направлено воздействие, «приватизировать» нечего — за него это сделал говорящий, не допустив ответной реакции, т. е. коммуникации. Таких людей все, как правило, избегают, понимая, что в разговоре будет доминировать кто-то один (явно не ты), но в тебя изольются реки ненужной откровенности.

Похожие примеры мы встречаем в литературе и драматургии. Два гения всех времен и народов, Л. Толстой и В. Шекспир, представляют и два подхода в работе с сообщениями. Первый в произведении мастерски описывает детали, не оставляя после себя никакого простора для интерпретаций; второй делает читателя своим соавтором, отчего количество театральных и киноримейков Толстого и Шекспира разнятся в сотни раз. «Шекспир пишет пьесу, потом собирает артистов и говорит: — Ребята, вот история, давайте разовьем ее в спектакль. Не будем мелочиться: воткнем в сцену палку, на табличке напишем «лес», на другой — «замок». Пусть зритель досочинит, довообразит. Толстому это решительно не по душе. Но тысячи режиссеров умирают от счастья, когда могут идеи Шекспира развить и превратить в свои».

При покупке обыкновенного пылесоса может быть выявлен ряд функциональных, социальных, духовных и ментальных преимуществ марки, которую человек покупает. Предметом «приватизации» в данном случае выступает то, ради какой выгоды человек покупает товар. Понятно, что товар сам по себе выгоды не несет, он просто удовлетворяет возникшую потребность. В современных требованиях клиента к товарам и услугам не оговаривается возможность последующей информационной спекуляции на покупке (перед родственниками, друзьями, сослуживцами и т. д.).

«Где вы нашли этот чудный миксер?» Комплимент — это информация, которую адресат может «приватизировать». «Приватизирует» покупку человек и в собственных глазах. Вопреки устоявшемуся мнению автомобиль конкретной марки человек покупает не из-за того что он удобен, красив и сверхкачественен, а как подтверждение идеи о том, что он «крутой».

Люди ходили и будут ходить на концертные выступления М. Задорнова, потому что там можно «приватизировать» идею о том, что мир полон глупости, а русские как минимум не последние дураки в нем (предмет «приватизации» — национальное самоутверждение).

По материалам статьи: Сыченков В.В. Малые информационные войны как новая модель коммуникации // Интернет-маркетинг, №1, 2008 г.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
В 1990-е Управление по охране окружающей среды в США решило снизить выбросы диоксида серы у электростанций.
Используется при критике плановой экономики.
Представим себе, что решили купить квартиру. Отражает ли имеющаяся цена ее реальную ценность?
Если обе стороны получат полную информацию о состоянии здоровья страхователя, то этот бизнес рухнет.
Может ли рынок ценных бумаг быть эффективным, с точки зрения отражения информации в цене активов?
Почему многие корпорацию платят высокие дивиденды, несмотря на двойное налогообложение.
Гарри Беквит в книге "Продавая незримое" пишет о господстве торговых марок в современном мире.
Почему, с точки зрения экономиста, принцип "caveat venditor" хуже, чем "caveat emptor".
511
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.