ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Оптимум потребителя


Какими свойствами должен обладать набор товаров, с точки зрения инструментария кривых безразличия и бюджетных линий, который стремится выбрать потребитель и при данном соотношении цен и заданном бюджете?

Оптимум потребителя

Напомним, что рациональный потребитель стремится к максимизации общей полезности.

На графике множество доступных нашему потребителю товарных наборов отображается треугольником ОАВ. Наборы товаров лежащие правее линии АВ потребителю не доступны.

Представим себе, что точка потребительского выбора в доступном множестве лежит ниже бюджетной линии АВ. Это означает, что некоторая часть потребительского дохода осталась неизрасходованной, а значит некоторый «объем» полезности остался недополученным.

Это означает, что точка оптимального потребительского выбора обязательно должна лежать на бюджетной линии АВ.

Какая же из точек на бюджетной линии соответствует оптимальному, с точки зрения потребителя, набору товаров? Рассмотрим точку F. Точка F лежит на пересечении бюджетной линии АВ и кривой безразличия I1. Очевидно, что точка F (и G) не являются наиболее предпочтительными для потребителя, поскольку при движении вниз по бюджетной линии от точки F и вверх по бюджетной линии от точки G потребитель переходит на более высоко расположенные кривые безразличия и, следовательно, на более высокий уровень полезности.

Очевидно, что если некоторая кривая безразличия пересекает бюджетную линию в двух точках, то все точки бюджетной линии между ними будут более предпочтительны для потребителя. И лишь в том только случае, если кривая безразличия имеет одну и только одну общую точку с бюджетной линией (точка Е), эта точка соответствует наиболее предпочтительному для потребителя набору товаров из всего множества доступных этому потребителю наборов.

Точка Е называется точкой потребительского оптимума, поскольку расположена на наиболее высоко лежащей из доступных потребителю кривых безразличия, т.е. соответствует наиболее высокому уровню удовлетворения при данных доходе потребителя и ценах товаров.

Формализуем найденное условие оптимума потребителя

Как известно, наклоны двух линий в точке их касания равны. Следовательно, в точке Е наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия.

MRS = PX/PY или

MUx/MUy = PX/PY или

MUx/Px=MUy/Py

Добавив к этой формуле уравнение бюджетной линии (I = Y*Py+X*Px), мы получаем систему из двух уравнений, позволяющую найти оптимум потребителя при заданном бюджете.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Помимо стандартной кривой, в статье описаны нестандартные виды кривых безразличия и приведены их рисунки.
Почему люди платят за месяц вперед, а затем не посещают на занятия?
Абгиджит Банержи в статье "Простая модель стадного поведения" показывает информационный каскад на примере выбора ресторана.
Эффект владения заключается в том, что люди оценивают вещь в своих руках гораздо дороже, чем в чужих.
А вернее, информация влияет на вкус еды. Эксперимент с дегустацией торта из передачи "Игры разума" телеканала National Geographic.
Эксперимент с "потерянным кошельком" из передачи "Игры разума" телеканала National Geographic.
Одна и та же сумма денег будет иметь для нас разную ценность, если будут использованы разные базы для сравнения.
Покупатель будет всячески нахваливать купленный дорогой товар, не замечая его недостатков, даже если они весьма велики.
Эффект фрейминга (framing effect, от англ. frame рамка, обрамление) — когнитивное искажение, при котором форма подачи информации влияет на ее восприятие человеком.
2772
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.