ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Патенты для самозанятых: преимущества и проблемы

Самозанятый — физическое лицо, самостоятельно осуществляющее деятельность по оказанию услуг для физических лиц, направленную на систематическое получение прибыли.

Патенты для самозанятых: преимущества и проблемы

По данным Минтруда и Росстата, от 12 до 25 млн. наших граждан, кроме паспорта, не имеют никакой связи с государством. Это граждане, не осуществляющие обязательные ежемесячные отчисления во внебюджетные фонды и в то же время официально не зарегистрированные как безработные, своеобразные "мертвые души", не видимые для экономики страны.

По данным Общественной палаты РФ, потери бюджетов всех уровней из-за "теневой" экономической занятости населения составляют ежегодно более 1,2 млрд. руб. Эту ситуацию было решено исправить, а микробизнес - выделить в отдельную категорию самозанятых.

Суть патентной системы

В качестве решения проблемы и легализации данного вида трудовой деятельности было предложено использование патентной системы, суть которой заключается в оплате самозанятым "фиксированного авансового платежа до начала налогового периода". Причем уже определено, что общая цена патента вне зависимости от региона не будет превышать 20 000 руб. Из них платеж в Пенсионный фонд будет равняться 9000 руб., в Фонд обязательного медицинского страхования - 1 000 руб. Оставшаяся часть будет направляться на формирование регионального бюджета (это плавающая величина, зависящая от политики, проводимой местными органами власти и не превышающая 10000 руб.). Платеж будет разовый, а средства разделит и перечислит казначейство. На текущий момент эту законодательную инициативу в закрытом режиме планируется обсудить в Совете Федерации с профильными ведомствами - Минтрудом, Минфином и Минэкономразвития, чтобы направить согласованную версию законопроекта в правительство.

Преимущества

На первый взгляд все преимущества данного законопроекта очевидны. Для самозанятых - это, прежде всего, возможность легализовать бизнес на более льготных условиях.

Положительный экономический эффект будет и у государства.

  1. Во-первых, даже по наиболее пессимистичным прогнозам, реализация данной программы, по оценкам экспертов, позволит вывести из тени более 11 млн. нелегально работающих граждан.
  2. Во-вторых, снижается нагрузка на государственный бюджет в расходной части, поскольку законопроект снизит число официально зарегистрированных безработных граждан.
  3. В-третьих, все эти мероприятия будут способствовать созданию своеобразного "инкубатора" для малого бизнеса.

Проблемы

Однако при всех очевидных выгодах имеется ряд существенных пробелов, которые законодательная инициатива не учитывает.

Дефинициальная составляющая

Создание формального института "самозанятости" приводит к сокращению потенциальной налоговой базы через отсечение субъектов, которые остались за рамками правового института, по-прежнему в неформальном секторе. Самозанятый - это "физическое лицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, направленную на систематическое получение прибыли". Без внимания остались такие группы, как:

  • занятые в розничной торговле (в том числе в сфере натурального хозяйства с целью жизнеобеспечения и получения денежного дохода на рынке);
  • лица, оказывающие услуги или выполняющие работы для юридических лиц (дистрибьюторы в сфере сетевого маркетинга, страховые агенты, риелторы, фрилансеры и пр.);

Объективная трансформация рынка труда

В настоящее время мы находимся в активной фазе модификации, трансформации рынка труда. Объективные процессы изменения присущи не только российской экономике, они наблюдаются повсеместно: информатизация общества; появление новых технологий и видов деятельности, востребованных на рынке, но не предполагающих длительных отношений; формы занятости без служебной бюрократии с гибким графиком работы, позволяющие рационально использовать личное время,- для многих граждан данные факторы во многом перевешивают денежную мотивацию и другие преимущества формального найма. Поэтому задача формализации отношений с государством таких работников через законодательную инициативу и включения их в общественное производство - это максимальный учет факторов для наиболее полного охвата групп и категорий самозанятых. Закон должен не купировать закладывающийся тренд развития рынка труда, а быть логичным его продолжением и развитием.

Экономическая эффективность реализации законопроекта

Любая законотворческая инициатива представляет собой поток государственных расходов, связанных с:

  • разработкой и принятием закона;
  • внедрением закона, в том числе и по регионам, с выработкой оптимальной структуры распределения суммы патента;
  • администрированием сбора и распределения платежей;
  • формированием и содержанием структур/подразделений по оформлению и выдаче патентов;
  • мониторингом за исполнением и контролем.

Общие расходы по реализации этих пунктов представляют собой существенный размер затрат, оценить который еще предстоит. Причем часть из них будут осуществляться на постоянной основе.

Гендерная асимметрия

Виды трудовой деятельности, подпадающие под категорию "самозанятые", преимущественно имеют "женское лицо": домохозяйки, репетиторы, няни, лица, оказывающие бытовые услуги (пошив и ремонт одежды), предоставляющие косметические услуги и прочее. Зачастую эти женщины являются матерями-одиночками, находятся в вынужденном отпуске по уходу за детьми, ищут дополнительные источники дохода. Величина государственных пособий не позволяет прокормить мать и ребенка, в связи с чем самозанятость в данной ситуации выступает для женщин панацеей. Поэтому задача государства - не в отлавливании этих людей, а в создании благоприятных социально-экономических и институциональных условий для увеличения числа рабочих мест в формальном секторе и вовлечения в него женщин, имеющих детей.

"Белые пятна" законопроекта

Не учитывает законопроект и много других особенностей, присущих категории "самозанятый". Например, он абсолютно абстрагируется от такой характеристики, как сезонность. Сезонный характер труда некоторых видов деятельности (например, репетиторы) предполагает получение заработка в ограниченный период времени, а патент нужно оплачивать сразу за год. Таким образом, создаются условия, при которых трансакционные издержки уклонения от получения официального статуса по-прежнему остаются меньше расходов, дающих легитимное положение, а, следовательно, включение работника в формальный рынок труда не произойдет.

Есть проблема и относительно тех граждан, подпадающих под категорию самозанятых, которые одновременно выполняют несколько видов работ. В связи с чем возникает вполне закономерный вопрос: сколько патентов нужно покупать - один или под каждый вид деятельности?

Нет упоминания и про возможную временную нетрудоспособность самозанятого, а патент нужно оплатить авансом до получения реального трудового дохода.

Итог

Подводя итог, можно отметить, что на текущий момент данная законодательная инициатива является очень "сырой". Предложенное Минюстом определение заметно сужает численность самозанятых для их возможной легализации. Некоторые виды деятельности вообще не подпадут под формализацию. По различным экспертным оценкам, в тени находятся 15 - 20 млн. человек, но при таких условиях, на которых разрабатывается законопроект, большинство так и останутся вне правового поля, и затраты государства, направленные на разработку и реализацию предложенного законопроекта, в разы превысят выгоды, которые планируется получить от легализации трудовой деятельности данных профессиональных групп.

По материалам статьи: Т. М. ШПИЛИНА, Е. С. ВАСЮТИНА Проблемы внедрения патентной системы для регулирования самозанятости населения в российской экономике // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, №10, Октябрь 2017, C.173-180

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Данная крылатая фраза, по словам историка Гая Светония Транквилла (70 - 140 г. н.э.), принадлежит римскому императору Веспасиану (9 - 79 г. н.э.).
С мужчин и замужних женщин, не имевших детей, взимались 6% от заработной платы.
Администрация Лондона, устав от огромных пробок и грязного воздуха, в 2003 году ввела специальный налог.
Правительство, запуская инфляционный механизм путем эмиссии денег, залезает населению страны в карман.
При ускорении инфляции налогоплательщикам становится выгодно затягивать уплату налогов.
Налогоплательщики, стремясь получить льготы по налогам, завысили количество детей-иждивенцев на 7 млн.
Когда-то соль была дорогим товаром для подавляющего большинства населения и важным источником доход для власти.
38
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.