ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Репарации Германии в пользу СССР


Официально СССР взыскал с Германии лишь 4,3 млрд. долл. (в 1945 — 1950 гг. — 3,658 млрд, в 1951 — 1953 гг. — еще 0,634 млрд. долларов).

Репарации Германии в пользу СССР

Вывоз оборудования до Потсдамских соглашений

До заключения Потсдамских соглашений было вывезено практически все промышленное оборудование из передаваемых Польше районов Восточной Пруссии, Силезии, Померании, а также из Западного Берлина. Кроме того, в СССР была отправлена значительная часть имущества из Восточной Германии. Оценка результатов деятельности трофейных и демонтажных команд практически не производилась, поэтому данные об изъятиях не были учтены при подсчете репараций. По состоянию на 9 мая 1945 г. из Германского рейха было вывезено 48 тыс. вагонов оборудования общим весом 550 тыс. тонн. Оценка стоимости этих грузов велась из расчета 370 долларов за одну тонну. В общей сложности до 1 августа 1946 г. было демонтировано оборудование 4166 предприятий общей остаточной стоимостью в 1,9 млрд. долларов (для его транспортировки потребовалось 556 тыс вагонов). Кроме того, было конфисковано и передано в собственность СССР подвижного состава железных дорог на сумму в 350 млн. долларов33. Вывоз оборудования из Германии позволял существенно усилить экономический и военно-промышленный потенциал СССР. Так, мощность электрогенераторов выросла на 48%, электростанций - на 71, число металлорежущих станков - на 42, прессов и молотов - на 26, деревообрабатывающего оборудования - на 28%.

Взимание репараций после Потсдамских соглашений

С осени 1945 г. начался "законный" этап взимания репараций. Первоочередные мероприятия Советской военной администрации в Германии (СВАГ) на транспорте сводились к изъятию "излишних" транспортных средств в пользу СССР и бесперебойному обслуживанию репарационных поставок. Для обеспечения перевозок был задействован значительный подвижной состав - 900 паровозов, 12 000 вагонов, а также 28 000 платформ, которые обслуживало 1800 бригад. Из Германии были вывезены наиболее ценные и исправные корабли, 1291 локомотив и 40 852 вагона, 6 снегоочистителей, 776 цистерн, 92 транспортера, более 500 колесных пар, 8,1 тыс. км рельсов и 5 млн. шпал, 11,6 тыс. комплектов стрелочных переводов (в том числе был демонтирован весь электрифицированный участок железной дороги протяженностью 860 км), что привело к резкому сокращению объемов немецких перевозок. Для преодоления создавшегося кризиса в 1946 - 1947 гг. была проведена национализация всех видов транспорта и введено планирование по советскому образцу. Только с 1948 г. началось восстановление демонтированных железнодорожных путей и возврат части изъятого в счет репараций транспорта (в Германию вернулись 710 локомотивов и 14 824 вагона).

После заключения Потсдамских соглашений основной упор предполагалось сделать на демонтаже из Западной Германии. Осенью 1945 г. межсоюзническая оценочная комиссия проинспектировала предприятия западных зон, оборудование которых должно было быть демонтировано. 1 апреля 1946 г. хозяйственный директорат Контрольного совета утвердил список из 415 предприятий, подлежавших демонтажу в счет репараций (130 - из американской зоны, 262 - из британской, 23 - из французской). В течение нескольких месяцев демонтированное оборудование отгружалось в Бременском порту на зафрахтованные советские суда. Демонтаж из западных зон затронул в первую очередь химические, танковые, автомобильные, авиационные, судостроительные заводы, а также металлургические предприятия.

Однако вскоре при взимании репараций из западных зон СССР пришлось столкнуться с трудностями. Как выяснилось, самое ценное оборудование уже было продано или вывезено по указанию союзников, многие заводы вовсе не имели оборудования, американские и британские оккупационные власти препятствовали доступу советских сотрудников на предприятия.

В 1947 г. в связи с начавшимся расколом Германии вопрос о репарациях в межсоюзнических отношениях отошел на второй план. Члены советской делегации на Лондонской конференции СМИД были проинструктированы следующим образом: "Вопрос о репарациях не выпячивать и развить советскую позицию о репарациях при обсуждении экономических проблем, а также в связи со срывом репараций в западных зонах Германии". С 1948 г. ввиду уже открытого противостояния между союзниками вывоз репарационных грузов из западных зон вовсе прекратился. На заседании Политбюро 8 сентября 1949 г. было принято решение отклонить требования западных оккупационных властей о возобновлении встречных репарационных поставок из советской оккупационной зоны на запад и обратно. При этом советским представителям в межсоюзных органах управления Германией запрещалось впредь настаивать на возобновлении таких поставок. Отныне вся тяжесть уплаты репараций Советскому Союзу ложилась исключительно на население Восточной Германии.

Из советской зоны в первую очередь вывозилось оборудование военных заводов, металлургических, судостроительных, авиационных, химических, электротехнических, оптических предприятий. В результате демонтажа производственные мощности советской оккупационной зоны (СОЗ) в отрасли цветной металлургии сократились на 100%, авиационной промышленности - на 100, черной металлургии - на 80, точной механики и оптики - на 65, электротехнической промышленности - на 60, транспортного машиностроения - на 54, станкостроения - на 53, целлюлозно-бумажной промышленности - на 45, производства цемента - на 40, химической промышленности - от 30 до 100% (в зависимости от вида продукции).

Вывоз специалистов 

Кроме демонтажа и поставок из текущего производства существовали и альтернативные способы взимания репараций. Так, в качестве "интеллектуальных репараций" в СССР вывозились немецкие патенты, научная и техническая литература, а также лучшие ученые и инженеры. Руководство СССР быстро осознало низкую эффективность демонтажа: во-первых, для налаживания работы и обслуживания станков требовались грамотные специалисты; во-вторых, поступавшая в СССР немецкая техническая документация была неполной (часть была уничтожена или попала в руки американских союзников), отдельные проекты находились на стадии разработки или в процессе проектирования. Поэтому задачей сотрудников советской разведки и НКВД являлся поиск ценных немецких ученых и инженеров, а также предотвращение их захвата спецслужбами западных держав. Обнаруженные специалисты гражданских отраслей промышленности переводились на работу в советские акционерные общества или в вузы и НИИ Восточной Германии, выполнявшие задания СВАТ и советских министерств, к ним на стажировку посылались соответствующие советские специалисты. Немецкие ученые и инженеры из военных отраслей, а также специалисты в отраслях науки и техники, слабо развитых в нашей стране, подлежали вывозу в СССР. Захват ведущих специалистов начался сразу после вступления Красной армии на территорию Германии; с мая 1945 г. приступили к планомерному поиску ценных ученых и инженеров; в 1945 - 1946 гг. ведущие немецкие вузы и НИИ были прикреплены к исследовательским отделам САО и советских министерств. Одновременно советские ведомства присылали запросы на нужных им специалистов. Для сотрудников отдела науки СВАТ был составлен подробный перечень тем, интересовавших советских ученых: технология и организация приборостроения, технология станкостроения, производство цветного кино и обработка цветной кинопленки, производство бумаги и фибры, ведение горно-геологических работ, прикладная геофизика, черная и цветная металлургия, обогащение полезных ископаемых, производство синтетического жидкого топлива и газификация твердого топлива, электротехника, электроэнергетика, производство электронных микроскопов, пищевая промышленность, производство стиральных порошков и моющих средств без применения натуральных жиров.

Еще до испытания американской атомной бомбы, в июне 1945 г. сотрудники отдела "С" НКВД-НКГБ (группа П. А. Судоплатова) вывезли из Германии видных ученых с семьями: нобелевского лауреата Генриха Герца, профессоров Роберта Дёпеля, Макса Фольмера, Хайнца Позе, Петера Тиссена - всего около двухсот специалистов, включая 33 доктора наук и 77 инженеров. В Малоярославце-10 был создан секретный центр по разработке, добыче и обогащению урановой руды и металлургии урана, укомплектованный немецкими специалистами. Немецкие ученые работали и в других уголках СССР: известные физики-ядерщики Ганс-Йоахим Борн, Роберт Ромпе и Карл Циммер - в Челябинской области, Густав Герц и его группа - в Сухуми.

Летом 1946 г. отбор специалистов был завершен. Чтобы предотвратить бегство избранных кандидатов в западные зоны, в газете "Tafgliche Rundschau" публиковались пропагандистские статьи о "счастливой жизни" немцев, "добровольно" подписавших контракт на работу в СССР. В ночь с 21 на 22 октября 1946 г. прошла массовая акция по принудительному вывозу немецких специалистов в Советский Союз (операция "Осоавиахим")68. Всего было депортировано 2370 ученых и инженеров и около 4600 членов их семей (примерно 84% всех немецких специалистов, вывезенных в СССР69), при этом у них были изъяты все документы. С самыми ценными специалистами и теми, кто заключил контракт, обходились более деликатно, им выплачивалась зарплата в 5 тыс. марок (аналогичный оклад в советской зоне оккупации был положен только главноначальствующему СВАТ). Розыск специалистов проводился не только в Германии, но и среди немецких военнопленных на территории СССР, для чего были задействованы как оперативные работники, так и агентура лагерей71. В Советском Союзе работали инженеры передовых немецких предприятий (Junkers, BMW, Messerschmit, Heinkel, AEG, Siemens, Karl Zeiss, Leuna, AGFA и др.), а также лучшие ученые (из которых более 50% были академиками) - специалисты по авиа- и ракетостроению, оптике, ядерным исследованиям, химии и военно-морскому флоту.

Совершенно неучтенным при подсчете общей суммы репараций оказался принудительный труд немецких военнопленных на территории СССР. В 1946 г. к работе было привлечено 1,8 млн. немцев, в том числе в строительство - 35,2%, в топливно-энергетическую отрасль - 22,4, в оборонную промышленность - 17,4, в сферу производства стройматериалов - 13,5, в металлургию и машиностроение - 7,8%. За период с 1943 по 1950 г. эти люди отработали более 1 млрд. человеко-дней, произведя продукции на сумму около 50 млрд. рублей. Все заработанные военнопленными деньги (16,7 млрд. рублей) были потрачены на их содержание.

Эксплуатация денежной эмиссии

Еще одним источником финансирования репараций являлась денежная эмиссия. После окончания войны союзнические державы на подконтрольных им германских территориях ввели в обращение так называемые оккупационные валюты - "военные марки". Хотя формально эти деньги эмитировались от лица всех четырех держав-победительниц, фактически их выпуск регулировался директивами Москвы и Вашингтона. Однако в отличие от западных союзников советские власти использовали эти деньги не только на оккупационные цели, но и для финансирования репарационных поставок в СССР. В отсутствие единой межсоюзной системы контроля в СОЗ подошли к эмиссии масштабно: в общей сложности на территории Германии было напечатано и распределено между различными советскими организациями 17,5 млрд. военных марок. Если бы вся эта дополнительная денежная масса поступила в обращение, это могло бы привести к окончательному краху денежную систему всей Германии. Именно намерение СССР задействовать печатный станок для финансирования своих оккупационных расходов и репарационных заказов торпедировало переговоры между союзниками в 1946 - 1947 гг. о единых мерах по санации валютной и финансовой системы послевоенной Германии, что в свою очередь предопределило проведение летом 1948 г. двух сепаратных денежных реформ и последовавший окончательный раскол Германии.

В соответствии с приказами главноначальствующего СВАТ, с июля 1945 г. вся иностранная валюта, драгоценные металлы и камни должны были храниться только в органах Госбанка СССР. На основании данных постановлений в 1945 - 1949 гг. в счет репараций в Советский Союз было отправлено 1,6 кг палладия, 11,2 кг платины, 127 кг золота, 63,4 т серебра.

Итоги репарационной политики

Споры

Итоги советской репарационной политики до сих пор вызывают споры среди историков. Если в историографии ГДР репарационный вопрос тщательно ретушировался, то в объединенной Германии стало нормой писать о гигантском ущербе, нанесенном Восточной Германии репарациями. Видимо, одной из причин этого стала необходимость исторического обоснования "налога солидарности", который жители и фирмы-резиденты Западной Германии до сих пор выплачивают в пользу земель бывшей ГДР. Кроме того, это позволяет аргументировать "неудачный старт" второго немецкого государства и последовавшего за этим восточногерманского "экономического чуда": с 1963 г. по уровню жизни ГДР вышла на первое место среди социалистических стран, а в 1975 г. по ВВП на душу населения (3,2 тыс. долларов) Восточная Германия находилась на 10-м месте в мире. Р. Карлш оценивает общее падение промышленного производства СОЗ от военных разрушений, демонтажа и репараций в 75%.

На самом деле, как справедливо отмечает Я. Фойтцик, предпринимаемые немецкими историками и экономистами попытки сравнения "неравных" стартовых условий для экономик ГДР и ФРГ являются некорректными: действительно, объем демонтажа и репараций из СОЗ оказался неизмеримо больше, чем из Тризонии, но в то же время и военные разрушения на западе Германии были в несколько раз выше, чем на востоке. Аналогично обстоит дело и с попытками подсчета "прибыли" Советского Союза. Существующее в отечественной историографии мнение о том, что германские репарации общей стоимостью 4,3 млрд. долл. позволили увеличить численность станочного парка советской промышленности в два раза и построить около 6 тыс. промышленных предприятий в годы четвертой пятилетки, стоит признать спорным.

Во-первых, при определении "валовых" показателей увеличения станочного парка не учитывались такие параметры, как техническое состояние и степень износа немецкого оборудования, поставленного в СССР; процент потерь станочного парка при ненадлежащей транспортировке и хранении; наличие или отсутствие технической документации, без которой эти станки вообще невозможно было использовать, либо они использовались в ограниченном масштабе; отсутствие необходимой для работы на немецком оборудовании подготовки у персонала предприятий.

Во-вторых, репарации были не единственным задействованным резервуаром помощи в восстановлении разрушенной войной советской промышленности: не менее значимым по объемам, но до сих пор недооцененным отечественными историками фондом помощи стали американские поставки по ленд-лизу.

Сумма взыскания

Официально СССР взыскал с Германии лишь 4,3 млрд. долл. (в 1945 - 1950 гг. - 3,658 млрд, в 1951 - 1953 гг. - еще 0,634 млрд. долларов). Современные западные историки приводят другие цифры: Р. Карлаш - 14 млрд. долл., изданный МВД ФРГ справочнике по ГДР - 15,8 млрд. долларов. В других исследованиях фигурируют цифры вплоть до 22,1 млрд. долларов. Разнобой связан с различными методиками подсчета, а также с произвольным отнесением тех или иных статей расходов к "репарациям". К сожалению, открытые в 1990 - 2000-х гг. документы отечественных архивов также не дают окончательного ответа на этот вопрос: во-первых, значительная часть документов, связанных с репарациями, до сих пор остается на секретном хранении; во-вторых, называемые цифры также базируются на различных методиках подсчета (по весу оборудования, по остаточной стоимости, по средним ценам на 1938 или 1944 г. и т.д.), а также на различных курсовых соотношениях доллара, марки и советского рубля. Поэтому точная цифра взысканных с Восточной Германии репараций попросту не может быть определена.

По материалам статьи: Р. Ю. Болдырев, С. И. Невский. Советская репарационная политика в Германии в 1945-1953 гг. // Вопросы истории, №3, Март 2017, C.49-69.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
С марта 1942 г. выпуск продукции в восточных районах страны достиг довоенного уровня.
К началу Первой мировой войны на пути модернизации России имелись как явные успехи, так и "ухабы" в виде незавершенных столыпинских аграрных реформ
Благодаря реформам, в 1950 году ФРГ достигла довоенного уровня производства.
В 1957 году Н. Хрущев, стремясь "догнать и перегнать Америку!", предложил увеличить в три раза производство мяса в СССР.
Краткий анализ результатов, достигнуты в годы первой советской пятилетки (1928-1933).
Объём американских поставок СССР по ленд-лизу составил около 10,8 млрд $.
Как советская власть смогла обуздать гиперинфляцию.
После подписания Версальского мирного договора Германия, разоренная войной, оказалось в трудном положении.
Причем все эти консервы достались СССР бесплатно.
185
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.