ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Эффект обрамления в принятии решений

Пример, показывающий действие эффекта обрамления при принятии решений людьми.

Эффект обрамления в принятии решений

Рассмотрим два психологических задания.

Задание 1. Предположим, что вы заключили пари и теперь можете с вероятностью в 75% потерять $7,6 тыс. и с вероятностью в 25% выиграть $2,4 тыс. Допустим, что перед тем, как узнать результаты пари, вам предложили дополнительные $100. Если вы возьмете $100 и проиграете пари, то чистый убыток составит $7,5 тыс., а если выиграете пари, то чистый выигрыш составит $2,5 тыс. Возьмете ли вы эти $100?

Задание 2. Предположим, что вам надо одновременно выбрать варианты для двух решений.

Решение 1. А. Верный выигрыш $2,4 тыс. Б. Выигрыш $10 тыс. (шанс в 25%) и $0 (шанс в 75%).

Решение 2. В. Верный проигрыш $7,5 тыс. Г. Проигрыш $10 тыс. (шанс в 75%) и $0 (шанс в 25%).

Практически все испытуемые в первом задании соглашаются взять $100. Это говорит о том, что люди всегда предпочитают иметь больше, чем меньше. Это вряд ли является сюрпризом, но может служить точкой отсчета.

Второе задание немного сложнее. Большинство людей в первом решении предпочитают выбор А, а во втором решении — выбор Г. Они, как правило, не могут отказаться от верных $2,4 тыс. И хотя $10 тыс. намного больше, чем $2,4 тыс., но вероятность их получить составляет только 25%. Таким образом, ожидаемое значение в выборе Б составляет $2,5 тыс., что намного меньше, чем $10 тыс. и немного больше, чем гарантированные $2,4 тыс. Наоборот, выбор Г сопряжен с риском. Большинство людей предпочитают рискнуть, чем смириться с гарантированной потерей. Они не любят нести потери, а характер выбора Г оставляет им надежду не проиграть. Психологи, которые первыми описали данный феномен, назвали его неприязнью к потерям (loss aversion). Если можно выбирать между верной потерей и игрой, в которой есть шанс отыграться, люди предпочитают иметь шанс отыграться.

В инструкции ко второй задаче говорится, что два решения должны быть приняты одновременно, и таким образом они представляют собой «связку». Однако большинство людей не видят ее. Они разделяют два решения на отдельные «ментальные счета» (mental accounts). Это имеет отношение к феномену, который бихевиористы называют эффектом обрамления. Люди, выбравшие решения А и Г, в совокупности выбирают игру, в которой есть вероятность в 25% выиграть $2,4 тыс. и вероятность в 75% проиграть $7,6 тыс. Однако это не самый лучший выбор. Например, можно выбрать комбинацию Б и В. В этом случае существует вероятность в 25% выиграть $2,5 тыс. и вероятность в 75% проиграть $7,5 тыс. Однако связка, или обрамление, в данном случае не является прозрачной. Поэтому люди ведут себя так, как будто они не хотят получить лишние $100: они предпочитают выиграть $2,4 тыс. вместо $2,5 тыс. и потерять $7,6 тыс. вместо $7,5 тыс. Таким образом, большинство людей противоречат своему решению первого задания. Разница состоит в том, что в первом задании денежные потоки являются прозрачными, а во втором — нет. Решения зависят от того, как сформулирована проблема.

По материалам статьи: Лукашов А.В. Поведенческие корпоративные финансы и дивидендная политика фирмы // Управление корпоративными финансами №2, 2004

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Рассмотрим основные примеры иррационального поведения людей, вызванного эвристиками.
Эксперимент, описанный в книге Гарри Беквита "Продавая незримое" (1997).
Отрывок из книги Константина Сонина "Уроки экономики" (2011).
Все дело в том, что наш глаз сначала отправляет в мозг информацию не о самом предмете, а о его шаблоне.
Даже такой простой товар как вода, может быть предметом "престижного" потребления.
Как разбитое стекло может привести к росту преступности.
Герберт Саймон приводит пример с поиском партера по браку.
47
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


ОТРЫВКИ

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.