ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Эффект обрамления в принятии решений


Пример, показывающий действие эффекта обрамления при принятии решений людьми.

Эффект обрамления в принятии решений

Рассмотрим два психологических задания.

Задание 1. Предположим, что вы заключили пари и теперь можете с вероятностью в 75% потерять $7,6 тыс. и с вероятностью в 25% выиграть $2,4 тыс. Допустим, что перед тем, как узнать результаты пари, вам предложили дополнительные $100. Если вы возьмете $100 и проиграете пари, то чистый убыток составит $7,5 тыс., а если выиграете пари, то чистый выигрыш составит $2,5 тыс. Возьмете ли вы эти $100?

Задание 2. Предположим, что вам надо одновременно выбрать варианты для двух решений.

Решение 1. А. Верный выигрыш $2,4 тыс. Б. Выигрыш $10 тыс. (шанс в 25%) и $0 (шанс в 75%).

Решение 2. В. Верный проигрыш $7,5 тыс. Г. Проигрыш $10 тыс. (шанс в 75%) и $0 (шанс в 25%).

Практически все испытуемые в первом задании соглашаются взять $100. Это говорит о том, что люди всегда предпочитают иметь больше, чем меньше. Это вряд ли является сюрпризом, но может служить точкой отсчета.

Второе задание немного сложнее. Большинство людей в первом решении предпочитают выбор А, а во втором решении — выбор Г. Они, как правило, не могут отказаться от верных $2,4 тыс. И хотя $10 тыс. намного больше, чем $2,4 тыс., но вероятность их получить составляет только 25%. Таким образом, ожидаемое значение в выборе Б составляет $2,5 тыс., что намного меньше, чем $10 тыс. и немного больше, чем гарантированные $2,4 тыс. Наоборот, выбор Г сопряжен с риском. Большинство людей предпочитают рискнуть, чем смириться с гарантированной потерей. Они не любят нести потери, а характер выбора Г оставляет им надежду не проиграть. Психологи, которые первыми описали данный феномен, назвали его неприязнью к потерям (loss aversion). Если можно выбирать между верной потерей и игрой, в которой есть шанс отыграться, люди предпочитают иметь шанс отыграться.

В инструкции ко второй задаче говорится, что два решения должны быть приняты одновременно, и таким образом они представляют собой «связку». Однако большинство людей не видят ее. Они разделяют два решения на отдельные «ментальные счета» (mental accounts). Это имеет отношение к феномену, который бихевиористы называют эффектом обрамления. Люди, выбравшие решения А и Г, в совокупности выбирают игру, в которой есть вероятность в 25% выиграть $2,4 тыс. и вероятность в 75% проиграть $7,6 тыс. Однако это не самый лучший выбор. Например, можно выбрать комбинацию Б и В. В этом случае существует вероятность в 25% выиграть $2,5 тыс. и вероятность в 75% проиграть $7,5 тыс. Однако связка, или обрамление, в данном случае не является прозрачной. Поэтому люди ведут себя так, как будто они не хотят получить лишние $100: они предпочитают выиграть $2,4 тыс. вместо $2,5 тыс. и потерять $7,6 тыс. вместо $7,5 тыс. Таким образом, большинство людей противоречат своему решению первого задания. Разница состоит в том, что в первом задании денежные потоки являются прозрачными, а во втором — нет. Решения зависят от того, как сформулирована проблема.

По материалам статьи: Лукашов А.В. Поведенческие корпоративные финансы и дивидендная политика фирмы // Управление корпоративными финансами №2, 2004

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Рассмотрим основные примеры иррационального поведения людей, вызванного эвристиками.
Люди всегда выше оценивают вещь, принадлежащую им, чем эту же вещь до ее получения.
Эксперимент, описанный в книге Гарри Беквита "Продавая незримое" (1997).
Отрывок из книги Константина Сонина "Уроки экономики" (2011).
Эксперимент из передачи "Игры разума" (серия "Доверься мне") телеканала National Geographic.
Это одна из особенностей принятия решений людьми, показывающая нашу иррациональность.
Людям свойственно ценить вещи, которые у них уже есть, существенно выше точно таких же, но которыми они пока не обладают.
Эффект проявляется, когда человек заинтересован в положительном исходе события и как-либо вовлечён в событие или ему заранее известен благоприятный исход.
Отрывок из книги Джона Лерера "Как мы принимаем решения".
382
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.