ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Метод борьбы с курением: обезличивание табачных изделий

Как провалился маркетинговый подход к борьбе с курением.

Метод борьбы с курением: обезличивание табачных изделий

В 2012 год Департаментом здоровья Правительства Австралии стал внедряться новый подход к борьбе с курением (Plain packaging), который заключался в обезбрендивании (обезличивании) табачных изделий. Подобная программа несколько позже была принята и Великобританией. Согласно этому подходу покупатели будут снижать свою потребность в курении при отсутствии на упаковке товаров знакомых им брендов, к которым они проявляют свою лояльность.

Негативные экономические последствия

На недавно проходившем в Москве саммите розничной торговли Retail Business Russia 2016, организованном компанией BBCG, обсуждение этой концепции происходило в формате круглого стола с приглашением экспертов по данной тематике из разных стран мира. В результате обсуждения все эксперты сошлись в едином мнении, что обезличенная (безбрендовая) упаковка табачных изделий не принесла желаемого социального эффекта в виде снижения численности курильщиков. За прошедшие 4 года (2012–2016 гг.) численность курильщиков в Австралии снизилась всего на 1,5%, что, вероятнее всего, не выходит за размеры статистической погрешности. Вместе с тем зарубежные эксперты отметили, что обезбрендивание упаковок табачных изделий привело к серьезным негативным экономическим последствиям.

Переход на дешевые сигареты

Так, в ответ на обезбрендивание и придание упаковкам товаров различных производителей одинакового вида произошло сглаживание ценовой и качественной дифференциации товаров. В сознании потребителей упаковки стали одинаковыми, вследствие этого отпала необходимость платить более высокую цену за безбрендовую упаковку. При этом средний уровень реализованного спроса по ценовой шкале в существенной мере снизился по своему абсолютному значению. 

Курильщики стали покупать товары с более низкими розничными ценами, а это означает, что ценовой барьер, выставленный ранее государством в сторону увеличения, стал закономерно понижаться, открывая доступ к табачным изделиям покупателям с невысоким достатком, что отразилось на росте численности курильщиков как за счет появления сегментов потребительской аудитории, так и за счет роста объема потребления. Оба явления являются негативными с точки зрения охраны и поддержки здоровья нации и вступают в явное противоречие с целями правительственной программы.

Как заявил генеральный директор JTI Russia Дин Гиллфилан, эксперимент по Австралии с обезбрендиванием упаковки для табачной продукции демонстрирует нецелесообразность подобного регулирования потребительских рынков. По его словам, «единственным доказанным следствием введения обезбренденной упаковки табачных изделий стала приоритизация цены над качеством, поскольку именно цена стала для потребителей единственно значимым критерием при выборе сигарет».

Рост теневого сектора

Помимо этого зарубежные эксперты на основании проведенных исследований отметили, что вторым негативным явлением внедрения концепции обезбрендивания товаров в рамках концепции государственного регулирования социально опасных товаров как в Австралии, так и в Великобритании стала криминализация сферы производства и реализации табачных изделий. По оценкам экспертов, около 50% британских курильщиков перешли на потребление контрабандных табачных изделий, поставляемых из Китая и других стран с дешевыми производственными ресурсами (рабочая сила, средства производства, логистика). Безусловно, проявление подобных явлений отражается на наполняемости государственного бюджета недополучением фискальных платежей (налогов, сборов, таможенных пошлин, акцизов и пр.).

Так что, этот «экономический» метод борьбы с курением сделал все только хуже.

По материалам статьи: Сяглова Ю.В. ВЛИЯНИЕ СМЕНЫ ПАРАДИГМАЛЬНОГО ЭТАПА МАРКЕТИНГА НА МЕТОДОЛОГИЮ ГЛОБАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА // Маркетинг в России и за рубежом, 2017, № 1

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Эксперимент показывает, что независимо о культуры и уровня образования, человеку не свойственно полностью рациональное поведение.
Эксперимент Элтона Мэйо, проведенной на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923 году.
Как материальная заинтересованность заставила рабочих комбината резко повысить производительность труда.
Как неправильно организованный эксперимент привел к важному открытию.
Армин Фальк показал, как люди принимают аморальные решения, когда те приносят им выгоду.
Лист показал, что когда дело касается денег, особого альтруизма люди не проявляют.
Пример Рольфа Добелли из его книги "Территория заблуждений: какие ошибки совершают умные люди" (2014).
52
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


ОТРЫВКИ

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.