ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Современные тренды в образовании

Основные тенденции в современном образовательном процессе (на примере высшего образования).

Современные тренды в образовании

Стратегически важным ресурсом инновационной экономики являются знание и человек, владеющий этим знанием. Фактически конкурентоcпособность государства, его безопасность и стабильность определяется наличием конкурентоспособной системы образования, отвечающей потребностям социума и сфер производства и способной привлекать и удерживать таланты. Образовательные курсы в Минске (Беларусь) (смотрите тут), изучение программирования в Москве, медицины в Пекине и т.п. — все это является важнейшим фактором развития экономики страны.

Глобализация рынка человеческого капитала ведет к стандартизации на международном уровне требований к компетентности людей, выраженных, в частности, в Европейских квалификационных рамках и в рамках непрерывного обучения на протяжении всей жизни.

В современном мире высшее образование перестает быть уникальной, эксклюзивной услугой. Оно становится доступным для широкого круга населения. Наличие высшего образования становится своеобразным «пропуском» на рынок труда.

На современном этапе в высшем образовании можно наблюдать следующие общие тренды:

Массификация:

  • образование становится инклюзивным (всеобщим) и доступным для различных слоев населения;
  • учатся практически все и в любом возрасте (переход к всеобщему высшему образованию в экономически развитых странах, образование на протяжении всей жизни).

Коммерциализация:

  • внедрение рыночных отношений, увеличение количества негосударственных учебных заведений и платных форм обучения на различных уровнях;
  • рост стоимости образовательных услуг, увеличение доли затрат на образование в общих доходах населения, удлинение срока отдачи инвестиций в образование.

Интернационализация:

  • интернационализация учебных планов и программ, признание результатов обучения, освоенных в других странах;
  • проведение совместных научных исследований;
  • создание региональных и международных вузовских сетей;
  • международная мобильность студентов и преподавателей для создания уникальной образовательной среды и формирования кросс-культурных компетенций;
  • экспорт образовательных услуг в различных формах.

Информатизация и «диджитализация»:

  • информационные технологии стирают территориальные границы — благодаря Интернету стало возможным обучаться виртуально в зарубежных вузах;
  • новые технологии заменяют аудитории, библиотеки, лаборатории и т.д.;
  • индивидуальные устройства (смартфоны, планшеты) и приложения персонализируют образовательную среду, делают ее мобильной;
  • контент образовательной программы (включая содержание предметов, записи занятий, альтернативные источники информации) становится доступным для студентов и преподавателей в любой момент времени.


Глобализационные процессы изменили конкуренцию в сфере образования: она постепенно переместилась с локального на глобальный уровень. Принадлежность человека стране, проживание в определенном регионе, обучение в конкретной школе перестали быть достаточными для успешности и конкурентоспособности. Благодаря МООС (massive on-line open courses) образование мирового уровня стало доступным для всех.

В то же время повысилась престижность зарубежных дипломов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, идет процесс «концентрации умов» в ведущих мировых университетах.

Глобализация проявляется и в доступности информации, ее открытости. Однако имеющаяся в сети информация избыточна, неквалифицированный потребитель, каким является обучающийся, не всегда может оценить ее адекватность и качество. Поэтому актуальным сейчас становится формирование в вузе умения учиться, находить информацию, развивать компетенции. На первый план сегодня выходит направленность человека на дальнейшее собственное развитие, его желание и способность постоянно осваивать и аккумулировать знания, формировать компетенции.

По материалам статьи: Святов С., Скиба М. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ И КАЗАХСТАНСКИЙ КЕЙС // Общество и экономика, 2017, № 9.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Проблема в сильной асимметрии информации в учебном процессе.
Корреляция указывает на взаимосвязь между событиями, но не означает, что одно событие вызывает другое.
Подавляющее большинство студентов, обучающихся в учебных заведениях, интересует именно получение диплома, а не знаний.
Помочь может только переход от административного контроля к рыночному контролю.
Пример проблемы неблагоприятного отбора при асимметрии информации на рынке
При этом более 10% кредитов являются просроченными.
Как конкуренция между преподавателями внутри вуза может снизить эффективность их труда.
98
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


ОТРЫВКИ

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.