ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

История развития пенсионной системы России


Немного об общемировых тенденциях в 18 веке и советском периоде.

История развития пенсионной системы России

Важнейшей предпосылкой формирования механизмов социального пенсионного страхования стала промышленная революция, вызвавшая изменение структуры занятости экономически активного населения. К концу XIX в. в западноевропейских странах удельный вес наемных работников стал преобладающим. При этом 90% и более работающих по найму располагали заработной платой, достаточной только для текущего потребления. При утрате заработной платы из-за болезни, инвалидности, старости и смерти кормильца неотвратимо наступали бедность и нищета.

В условиях неразвитых рыночных отношений работодатель не нес никакой ответственности за материальное обеспечение работника вне периода его трудовой деятельности, что представляло постоянные угрозы для материальной обеспеченности в случаях безработицы, болезни, инвалидности и старости.

В этой связи возникла острая необходимость в использовании новых форм социальной защиты, поскольку на протяжении всего XIX в. заработная плата наемных работников не позволяла из-за своих скромных размеров делать необходимые по объему сбережения на случаи утраты трудоспособности, а предприниматели на протяжении более чем двух столетий фактически "заморозили" размеры заработной платы, несмотря на существенный рост своих доходов.

Для выработки коллективных требований наемных работников в области социальной защиты в качестве основных инструментов стали формироваться профессиональные союзы, создаваться марксистские и социал-демократические партии. Они потребовали от правящих элит предоставления всеобщего избирательного права, применения законодательно установленных правовых процедур коллективных переговоров с работодателями, использования в повседневной практике таких регуляторов, как трудовое право, а также распространения на всех работающих по найму коллективных форм социального пенсионного страхования.

В большинстве западноевропейских стран (Великобритании, Бельгии, Франции, Германии, Швеции и др.) на протяжении всего XIX в. и первой половины XX в. рабочий класс вел бескомпромиссную борьбу за повышение заработной платы и получение стабильных источников доходов при наступлении старости и инвалидности.

Реальные угрозы для государственного устройства в промышленно развитых странах, связанные с революционным движением, послужили причиной постепенного изменения отношения правящих кругов к социальному вопросу. Одним из результатов стало повышение заработной платы в период с последней трети XIX в. до конца XX в. Хотя темпы повышения были весьма скромные (1-2% в год) и существенно отставали от темпов роста ВВП на душу населения, тем не менее они позволили существенно сократить долю бедных, повысить уровень жизни населения в большинстве экономически развитых стран.

Устойчивый рост реальной заработной платы вызвал эффект "набегающей волны", подъём которой потребовал повышения и других доходов населения, в том числе в периоды наступления нетрудоспособности в связи с болезнью, инвалидностью и старостью. Это привело к формированию в конце XIX в. и первой трети XX в. принципиально новых институтов социальной защиты населения - пенсионного, медицинского и других видов социального страхования.

Их создание стало возможным только с возникновением и применением новых правовых форм в сфере регулирования трудовых отношений и переходом от контрактного права, основанного на индивидуальных взаимоотношениях работодателя и работника, к обязательственному (публичному) праву, позволившему внедрять для социальной защиты наемных работников механизмы массового коллективного социального страхования, обязательного по закону для применения всеми работодателями и работниками.

Становление индустриального общества кардинально изменило роль наемного труда и всего комплекса социально-трудовых отношений. Расширение рамок трудового договора повлекло необходимость материального обеспечения работников (и их семей) в пределах не только трудовой деятельности, но и в случаях утраты трудоспособности, что в конечном итоге привело к установлению тесной взаимосвязи между трудовыми и социально-страховыми отношениями.

Другими словами, институциональная основа пенсионного страхования стала базироваться на законодательном установлении государством обязанностей основным субъектам трудовых отношений - работодателям и работникам - финансово обеспечивать страховые накопления финансовых ресурсов в период трудовой деятельности работников, предназначавшихся к расходованию в случае наступления для них социальных рисков утраты трудоспособности в связи с болезнью, инвалидностью и старостью. Такая модель трудовых отношений пришла на смену свободному контракту, дополнив его законодательной формой принуждения к регулярным (ежемесячным) страховым платежам в пользу застрахованных работников.

В России такая модель отношений функционировала очень непродолжительное время - в 1912-1917 гг., после чего в 1920- 1930-е годы была заменена патерналистской, построенной на принципе вменения государству обязанностей по финансовому обеспечению доходов пожилому населению и инвалидам. Эта система базировалась на обязательном труде; практически 100%-й занятости, на строго регулируемых государством на всех уровнях управления (макро- и микроэкономическом) системах налогов и заработной платы, финансировании пенсионного обеспечения в основном из государственного бюджета.

В отличие от рыночной, социалистическая модель обеспечения воспроизводства рабочей силы базировалась на постулатах государственного регулирования, при котором значительная часть затрат производилась с помощью общественных фондов потребления и государственных (вне предприятий) услуг, что деформировало представление об истинных размерах стоимости рабочей силы. Практически 60-70% и более затрат на воспроизводство рабочей силы обеспечивалось вне рамок предприятий.

Поскольку наемные промышленные рабочие в СССР были заняты на государственных предприятиях, то государство-работодатель применяло такую универсальную форму, как государственное социальное обеспечение. Его финансирование было организовано на основе бюджетно-налоговой системы, а концептуальное обоснование базировалось на принципах "бесплатности" и "алиментарности" для работающих, получавших пенсию, по существовавшей тогда доктрине, "за счет государственных ресурсов".

Уязвимость такой модели при переходе к рыночным преобразованиям в стране, начавшимся в 1990-е годы, стала очевидной не только из-за нехватки средств государственного бюджета, но и вследствие отсутствия в России культуры социального страхования.

Новые формы трудовых отношений рыночной экономики не были подкреплены изменениями в системе заработной платы и занятости. Заработная плата за четверть века постсоветского периода так и не вышла на уровень минимальных стандартов Международной организации труда (МОТ), позволяющей наемным работникам финансово участвовать в пенсионном и других видах социального страхования. Ее состояние с позиции возможности применения института социального пенсионного страхования находится на уровне 1980-х годов и меньше необходимой величины примерно в два раза.

Изменение в 1990-е годы общественного уклада в России привело к формированию страховых институтов обязательного социального пенсионного страхования, в функционировании которых определяющую роль играют не государственно-административные распределительные отношения и механизмы, а страховые их аналоги. В то же время большинство работодателей и наемных работников в новых условиях не стали экономическими субъектами, готовыми к полноценному финансовому участию в пенсионных страховых институтах.


В. Д. РОИК Пенсионное страхование в России: "институциональная недостаточность" и как ее преодолеть? // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 6, Июнь 2017, C. 178-189

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Полноценная пенсионная система в СССР появилась 14 июля 1956 года, когда был принят закон "О государственных пенсиях". 
Женщины зарабатывают меньше, живут дольше, а пенсию выходят раньше, чем мужчины.
На получение пенсии имели право люди, достигшие возраста 70 лет.
Граждане России, особенно женщины, выходят на пенсию практически раньше всех в мире.
Систему Ло погубила финансовая пирамида, а также зависимость "печатного станка" от правительства.
Самозанятый - физическое лицо, самостоятельно осуществляющее деятельность по оказанию услуг для физических лиц, направленную на систематическое получение прибыли.
В 1897—1899 годах министром финансов Сергеем Витте была проведена денежная реформа, ознаменовавшая введение в России золотого обращения.
Чем традиция отличается от закона и что в ней плохого с экономической точки зрения.
Бюрократия - это система управления, имеющая четкую иерархию власти, жесткий регламент действий. При этом все операции должны иметь формальный характер.
127
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


Обзоры

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.