ЭКОНОМИКА
занимательно, просто, кратко
примеры
и факты

Административный контроль за эффективностью использования ресурсов и его недостатки

В чем минусы критериев эффективности, используемых правительством при госзакупках?

Административный контроль за эффективностью использования ресурсов и его недостатки

Процесс приватизации, запущенный после начала рыночных реформ, обеспечивал неуклонное увеличение доли частного сектора в ВВП России в течение примерно 10 лет. Одновременно расширялась сфера использования рыночного контроля за уровнем издержек. Однако в начале XXI века динамика сменилась на прямо противоположную. Процесс огосударствления экономики ярче всего выражается в установлении контроля государства над наиболее прибыльными добывающими отраслями. Меньше внимания обращается на то обстоятельство, что за последние 15 лет резко увеличились расходы консолидированного бюджета. Это означает, что Правительство становится «Большим» покупателем, особенно в сфере услуг, предоставляемых бюджетным сектором. Выступая покупателем, Правительство нуждается в критериях, которые позволяли бы ему оценить качество приобретаемых благ. Проблема состоит в том, что эти «квазирыночные» критерии задают ложные ориентиры для производителей блага, то есть, в конечном счёте, способствуют снижению эффективности использования ограниченных ресурсов.

Предположим, что качественные характеристика блага, приобретаемого Правительством, заданы и не могут быть изменены продавцом. В противном случае сделка расторгается, и все издержки возлагаются на продавца. Тогда наиболее простым способом административного контроля за эффективностью использования ресурсов (за уровнем издержек) со стороны Правительства является установление единственного количественного критерия, которому должно удовлетворять благо, создаваемое продавцом. В качестве такого критерия ещё со времён социалистической экономики использовалась норма прибыли (рентабельность), то есть отношение прибыли (в цене) к совокупным издержкам продавца. Правда, в недрах социалистической экономики действе этого критерия было условным ввиду мягкости бюджетных ограничений. Однако применение критерия рентабельности в экономике России также оказалось неудовлетворительным, ввиду отсутствия возможности осуществлять мониторинг издержек.

Когда покупатель (в нашем случае Правительство) отказывается от услуг рынка и заключает двустороннюю сделку с продавцом, он теряет возможность использовать рыночную цену в качестве аргумента при попытке снизить цену контракта. Продавец всегда может сослаться на «особые» условия, в которых ему пришлось выполнять контракт. У покупателя имеется только два варианта защиты своих интересов в заключаемой сделке. Во–первых, он может затратить часть ресурсов на то, чтобы тщательно проконтролировать действительный процесс формирования издержек у продавца. Во–вторых, он может упростить задачу и уже в самом начале переговоров установить критерий рентабельности, который он считает «нормальным» для заключаемой сделки. Если первый вариант является чистым олицетворением «административного контроля», то второй вариант претендует на роль «квазирыночного контроля».

Практика показывает, что Правительство использует оба варианта административного контроля. Например, специально для контроля над расходами при строительстве олимпийских спортивных сооружений и объектов инфраструктуры в городе Сочи был полностью пересмотрен федеральный реестр строительных стандартов (боимся допустить ошибку в названии, но сути дела это не меняет). Однако конечный финансовый результат (общие расходы составили ~ $50 млрд., что в 10 раз превышает бюджет Олимпиады в Ванкувере) показывает, что данная форма контроля не смогла стать эффективным фильтром для злоупотреблений. Другой формой административного контроля стали многочисленные комиссии, которые должны установить причины значительно более высоких (по сравнению с частным сектором экономики) издержек на государственных предприятиях.

Квазирыночный административный контроль часто используется при заключении контрактов между Правительственными органами и строительными фирмами. В некоторых случаях норма рентабельности проекта составляет всего 4%, что значительно ниже равновесного рыночного значения. Однако строительные фирмы охотно заключают такие контракты с местными органами власти, демонстрируя тем самым свои безграничные возможности манипулирования издержками. Ещё одна форма квазирыночного контроля – правило заключения контракта по минимальным ценам, если покупателем на торгах выступает бюджетное учреждение. Формально такая схема должна устранить возможность оппортунистических сделок и способствовать росту эффективности использования бюджетных ресурсов. Но если данное требование не обставлено какими–либо условиями, относящимися к качественным параметрам сделки, то достаточно быстро обнаруживается, что «дешевле не значит лучше». Проблема состоит в том, что качества приобретаемых благ должен определять непосредственный потребитель блага (бюджетное учреждение), а не покупатель (Правительство). Но, боясь, что ресурсы бюджета будут использованы «нецелевым образом», Правительство либо отказывает бюджетному учреждению в праве проявлять инициативу, либо вынуждено дополнить квазирыночный контроль элементами прямого административного контроля в виде тщательного мониторинга деятельности «операторов».

А.Е. Колмаков, М.В. Богатырева БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ И РЫНОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ИЗДЕРЖКАМИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ // Тенденции и проблемы в экономике России: теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс]: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 23 марта 2017 г. / под ред. С.А. Курганского. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 293 с. – DOI: 10.17150/konf.2017.03.23.

Читайте также:
Низкий уровень доверия является самым надёжным основанием административного контроля за действиями работника во многих сферах деятельности.
Помочь может только переход от административного контроля к рыночному контролю.
Сообщество тем богаче, чем более низкий уровень издержек производства оно обеспечивает.
Перуанский экономист изучал уровень барьеров для открытие бизнеса в Лиме.
В современной экономической науке бюрократия рассматривается с точки зрения модели Нисканена.
Отрывок из книги Вильяма Нисканена "Bureaucracy and Public Economics" (1996).
Бюрократия - это система управления, имеющая четкую иерархию власти, жесткий регламент действий. При этом все операции должны иметь формальный характер.
101
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...


ОТРЫВКИ

Copyright © 2015 popecon.ru
При использовании материалов сайта активная ссылка на popecon.ru обязательна

Сайт посвящен популяризации экономический теории. Здесь вы найдете статьи по экономике, примеры экономических закономерностей, интересные факты об экономике и объяснение явлений, происходящих в хозяйственной жизни общества.